Внедрение цифровых решений не только не обходит Дальний Восток стороной, но и набирает здесь высокие темпы. Регионы во всех смыслах превращаются в "цифровые". Новые технологии везде — в поликлинике и на дороге, на мусорной площадке и на автобусной остановке. Директор по цифровым регионам ДФО ПАО "Ростелеком" Руслан Тулаганов рассказал в интервью ИА PrimaMedia, как уже изменилась жизнь дальневосточников и чего ещё им ждать.
— Какими темпами сегодня идёт внедрение цифровых технологий на Дальнем Востоке? Как Вы оцениваете цифровую зрелость ДФО?
— Внедрение цифровых технологий в субъектах Дальневосточного региона идет такими же темпами, как и в других федеральных округах. Существует законодательная нормативная база, которая регулирует развитие цифровой отрасли во всей стране. Там чётко указаны определенные параметры. Например, существует постановление правительства о внедрении интеллектуальных транспортных систем в городах Российской Федерации с населением более 300 тысяч. Но нюансы зависят от активности определенных субъектов: насколько они заинтересованы в развитии цифровых сервисов, какая у них мотивация для цифровой трансформации.
Если говорить об общем уровне цифровизации дальневосточных регионов, то он достаточно высокий. Есть направления, где используются новейшие продукты и высокотехнологичные решения.
— Несколько лет назад "Ростелеком" начал реализацию проектов "Цифрового региона". Какие сферы нашей жизни они затрагивают?
— Таких проектов на территории Дальнего Востока реализуется очень много. Это проекты в области здравоохранения, медицины, дорожной безопасности, общественной безопасности, транспорта, систем оповещения и так далее.
Руслан Тулаганов, директор по цифровым регионам ДФО ПАО "Ростелеком". Дмитрий Осипчук, ИА PrimaMedia
— Как цифровизация связана с безопасностью жителей Дальнего Востока? Расскажите, пожалуйста, подробнее о проектах в этой сфере.
— Одно из главных наших направлений, касающихся безопасности, — это система интеллектуального видеонаблюдения с видеоаналитикой (распознавание лиц, государственных регистрационных знаков автотранспорта, необычное поведение и т. д.). У нас есть собственная платформа, которая является одним из лучших в стране подобных продуктов. Эта платформа даёт доступ представителям силовых структур, органов исполнительной власти и другим организациям и помогает внедрять различные аналитики. Больше нет потребности смотреть видеозапись. Инциденты автоматически определяются, и информация предоставляется ответственным людям.
Такие системы существуют сейчас в Приморье и на Сахалине. В Сахалинской области к ней подключено более 4,1 тысячи камер в трех крупных городах — Южно-Сахалинске, Холмске и Корсакове. На платформу "Безопасного города" видеоданные приходят даже с глазков подъездных домофонов. В зоне видимости и контроля дороги, придомовые территории и парковки, мусорные контейнеры и площадки ТБО, остановки общественного транспорта. С помощью камер власти контролируют работу коммунальщиков во время мощных циклонов, когда остров буквально тонет в снегу. В Приморском крае система интеллектуального видеонаблюдения с технологией машинного зрения пока располагает данными с 1,5 тысячи камер, но есть возможность подключения до 10 тысяч. В этом году мы заканчиваем большой проект в Находке — умощняем группировку камер.
Не так давно правительство Приморского края выпустило постановление, связанное с определенными задачами в сфере безопасности населения, в сфере ЖКХ, особое внимание уделяется проблематике вывоза мусора — проблема достаточно актуальна для нашего региона. Мы, в том числе посредством своих сервисов, помогаем решать задачи по этим направлениям.
— Вы говорили о безопасности на дорогах. Какая работа ведётся в этом направлении? Стало ли участникам дорожного движения комфортнее благодаря цифровым решениям?
— Проекты в области транспорта — это фотовидеофиксация, весогабаритный контроль, интеллектуальная транспортная система (ИТС). ИТС — наша собственная разработка. Она состоит из двух больших модулей. Во-первых, сама платформа, которая собирает и анализирует информацию. С ее помощью службы, управляющие дорожным движением, могут настраивать мониторинг ЧС и ДТП, отслеживать дорожную ситуацию, перенаправлять потоки транспорта, автоматизировать систему светофоров. Это — мозг. Вторая составляющая ИТС — оконечные устройства: контроллеры светофоров, видеокамеры, датчики на перекрестках и ключевых участках дороги. Регулирование автомобильных потоков в городе с помощью интеллектуальной системы позволяет оптимизировать работу общественного транспорта, снизить количество автомобильных пробок, а следовательно, и вредных выбросов.
Такой проект у нас реализован в республике Саха (Якутия). На сегодня все светофоры в Якутске подключены к ИТС. Идет мониторинг (в том числе через видеонаблюдение) примерно 80 перекрестков и около 20 ключевых дорожных участков с высокой аварийностью, а также пешеходных переходов у детских образовательных учреждений. В следующем году мы готовимся внедрять эту систему в Амурской области.
— Можете привести ещё несколько живых примеров того, как проекты "Цифрового региона" делают нашу жизнь лучше?
— Например, на Сахалине мы предоставляем большой интеллектуальный информационный сервис, который позволяет по короткому, легко запоминающемуся номеру осуществлять двустороннюю связь пациента и больницы. Это достаточно удобная вещь, которая увеличивает удовлетворенность населения медицинскими услугами государственных учреждений. Сейчас мы планируем реализовать такой проект в Приморском крае.
В прошлом году в Находке мы осуществили полную замену 4,5 тысячи фонарей городского освещения. В итоге, по оценке местных властей, уровень освещённости вырос в 3-4 раза.
Руслан Тулаганов, директор по цифровым регионам ДФО ПАО "Ростелеком". Дмитрий Осипчук, ИА PrimaMedia
Не секрет, что в тепловых сетях, водоканалах зачастую случаются порывы, утечки, и инфраструктурные компании несут большие убытки. А главное — это приносит неудобства жителям, которые либо остаются в домах без сервиса, либо сталкиваются с этими авариями во дворах, на дорогах и так далее. Наши проекты позволяют осуществлять своевременный мониторинг, выявлять слабые места, потенциальные порывы. Таким образом, аварийные работы проводятся с минимальным влиянием на качество жизни людей.
Сказать, что внедрение какого-то сервиса сделает в одночасье жизнь лучше, конечно, нельзя. Но постепенное внедрение разных цифровых сервисов однозначно к этому ведёт.
— В начале мы затронули актуальную проблему с мусором. Как цифровые технологии помогают решать задачи в области экологии?
— Мы не занимаемся мусорными полигонами, мы не строим мусоросжигающие заводы и так далее, поэтому решить проблему мы, конечно, не можем. Но у нас есть системы-помощники. Они позволяют контролировать качество работы региональных экологических операторов и их подрядчиков, а также управляющих компаний. В частности, соблюдение графика, высвобождение мусорных площадок. У нас есть продукты, которые позволяют выявлять такие нарушения, включая контроль на мусорных полигонах. Соответственно, есть возможности улучшить качество работы конкретных исполнителей, которые берут на себя определенные обязательства по работе с бытовыми отходами.
— С какими ключевыми вызовами вы сталкиваетесь при внедрении цифровых решений на Дальнем Востоке с учётом его специфики?
— Если не брать единые для всех вызовы, связанные с повышением ключевой ставки, санкционным давлением, кадровым дефицитом, то мы сталкиваемся, конечно, с недостаточным количеством социальной инфраструктуры и большими расстояниями. Отсюда — дополнительные затраты.
— Каковы прогнозы по перспективам развития "Цифровых регионов" на Дальнем Востоке?
— Прогнозы позитивные. Цифровизация идёт гораздо быстрее, чем мы прогнозировали. Мы с оптимизмом смотрим в будущее и понимаем, что у нас есть и идеи, и конкретные предложения по продуктам, которые можно реализовывать в том или ином регионе в зависимости от его потребностей.