Что такое социальное проектирование, как одновременно учиться, работать и воспитывать молодое поколение, и почему некоммерческие организации называют "третьим сектором", способным связать интересы бизнеса и власти, корр. ИА Nakhodka.Media рассказала руководитель АНО "Спортивный клуб "Кимура" Светлана Ким.
— Светлана Витальевна, как начинался ваш спортивный клуб и почему он перерос в то, что есть сейчас?
— На самом деле наша организация достаточно молодая, если брать именно деятельность автономии. Это четыре года. Организация у нас семейная. Работаем все: муж, я, дети. И естественно, что живем в этом, как чувствуем, так и делаем. И на самом деле я, как представитель династии военных, человек дела. Тут ничего придумывать не надо. И что бы там ни говорили знакомые и близкие, что "тебе нужно в депутаты", я к этому не стремлюсь. Я делаю то, что считаю правильным, что считаю нужным... Если вижу, что человек нуждается, то обязательно помогу.
— Как вообще занялись социальными проектами? Что подтолкнуло?
— Написание социального проекта — это обычный организационный процесс. И до того, как получили официальный статус организации, мы почти год работали на общественных началах.
А потом как-то один из знакомых сказал: "Зачем что-то поддерживать финансово, когда человек делает это бесплатно?" Меня эта фраза очень сильно удивила. Что значит бесплатно?
К оформлению социальных проектов меня подтолкнула ситуация, когда ребят-дзюдоистов — а мы ведь клуб дзюдо — стало в два раза меньше ребят, которым мы оказываем социальную поддержку, занимаемся с ними физкультурой, спортом, дзюдо, проводим эстафеты, общеразвивающие занятия для детей из семей в тяжелой жизненной ситуации, сирот. И я стала искать финансирование. Случилось это в 2017 году. Тогда о социальных проектах было мало информации. Это сейчас очень качественно все подается: организованны ресурсные центры, где всегда можно обо всем спросить, что к чему и как. А тогда тыкались как слепые котята.
Светлана Ким: в социальном бизнесе нет равнодушных людей. Фото: фото предоставлено Светланой Ким
Пришлось очень много изучать, я вообще постоянно учусь. Казалось бы, имея два высших образования, проходя постоянные курсы повышения квалификации, семинары, школы, можно быть спокойным. Но всего знать нельзя. Приходится обновлять какие-то знания, находить сведения, искать информацию, отслеживать изменения в законах. И постоянно приходится учиться. Так я училась социальному предпринимательству. Собирая информацию, буквально по кусочкам.
— Почему такими проектами надо заниматься?
— Возвращаясь к тезисам, я вспоминаю слова: "Очень многое можно сделать за малые деньги". Не помню, кто это сказал. Это прямо о социальном предпринимательстве. О социальных проектах, точнее. В социальном проекте всегда четко обозначена граница. Явно прописан и прослеживается бюджет. Известны ответственные лица. Большие зарплаты — это миф. Больших зарплат в социальных проектах нет и не может быть.
Но тот объем работы, который производится в рамках социального проекта, это дорогого стоит. Команда из пяти — семи человек может за короткий период сделать столько, сколько не делают целые бюджетные отделы.
Это мое сугубо личное мнение. Конечно, к началу социального проектирования нас было "ты да я, да мы с тобой": то три, то пять человек. Сейчас могу сказать, что команда проектов в зависимости от направления, а мы уже вышли за спортивные направления, достигает одиннадцати человек. Если мы говорим о важности социального проектирования, то это не только для благополучателей. Это целевая группа, с которой я работаю, через наши проекты проходят практически все социальные учреждения Находки. Детский дом, реабилитационный центр, коррекционная школа.
Светлана Ким: в социальном бизнесе нет равнодушных людей. Фото: фото предоставлено Светланой Ким
У меня самой четверо детей. Старший ребенок с ОВЗ (ограниченные возможности здоровья), я не понаслышке знаю, что значит иметь такого ребенка. Непростого, особенного. Что нужно для него сделать, как проходит процесс реабилитации, как формируется отношение и так далее. Поэтому в большей степени к организации автономии сподвигла именно моя семья, мои дети и наши ученики. И те ученики, которые занимались дзюдо, и те ребята из детского дома, с кем мы уже работали до того, как наша организация была сформирована.
— Почему важно заниматься такими проектами? В чем их ценность для людей и для города в целом?
— Я думаю, что за социальными проектами будущее. Потому что все четко обозначено. Функционал, бюджет, отчет, все четко прослеживается. И видно, кто что когда делал, как это реализовывалось. Объем работы, повторюсь, настолько большой, что команда в восемь человек может выполнять работу нескольких учреждений.
Не зря НКО называют третьим сектором. И не бизнес, и не бюджет. Это нечто среднее.
Я очень рада, что у меня сформировалась такая команда. Это просто дар. Потому что делаю проекты не одна… Да, пишу проекты одна… Да, какой-то идейный представитель контроля и мониторинга, анализа. Но мне помогает команда, уже сформированные волонтеры, которых мы также выращиваем из числа наших спортсменов, из числа детей, которые из социальных учреждений. Мы семья, мы так мыслим, мы так чувствуем. Соответственно, все вокруг нас так же проникается этим духом. Возможно, это больше энтузиазм. Ни один проект не обходится без софинансирования. И как правило — это личные средства.
— Вы работаете с молодежью, с детьми и подростками. Насколько это актуально для Находки?
— Этот вопрос и актуальный, и своевременный. Ведь именно в самом начале зарождается человеческая личность. Ничто так просто не проявляется. Не проявляется так быстро, как в спорте. Характер, личные стремления, навыки. Развитие и духовное, и личностное, и физическое, и интеллектуальное, и эмоциональное. Поэтому наша спортивная организация уже давно трансформировалась в нечто большее. Изучая актуальные задачи социальных организаций и проблемы их решения, хотелось бы, чтобы осуществить их можно было педагогическим коллективом социальных учреждений. Но они не могут это сделать так быстро, как это может сделать мы.
И здесь очень важно партнерство. Именно партнёрство бизнеса, муниципалитета и некоммерческих учреждений. Так достигается максимальный эффект для детей.
Простой пример. У бизнеса есть средства, и он хочет делать добрые дела для жителей города. Есть некоммерческая организация, которая умеет это делать профессионально. И мы все понимаем, что у бюджетных организаций на это уходит очень много времени, потому что очень много бюрократических согласований, нормативных актов, методик. Иногда даже написать грант — это большая работа. Нужно очень много знаний. Но это проще, чем получить субсидию, например. Нормативных актов столько, что, если организация не дотягивает, то все резко усложняется. И в этом смысле НКО могут выполнить гораздо больше, выступив третьей стороной. Я согласна с утверждением, что НКО могут стать драйвером развития. Они ускоряют процесс, они максимально идут от нужд и требований народа, своих благополучателей, будь то дети, пожилые или люди с ОВЗ, или еще какие-то направления.
Светлана Ким: в социальном бизнесе нет равнодушных людей. Фото: фото предоставлено Светланой Ким
Для Находки это очень важно — взаимодействие. Чтобы прогресс быстрее действовал, нужно все-таки объединиться в этом смысле на благо города, на благо жителей... Для меня в высшей степенью благодарности является, когда уже выпускники, у которых есть свои семьи, говорят: "Мы приведем к вам своих детей".
— В период пандемии стало сложнее работать? Пришлось от чего-то отказываться?
— У нас существует два направления. Это непосредственно дзюдо. И социальная деятельность. Мы развиваем детей в трудной жизненной ситуации в спорте, в творчестве, в профориентации. В пандемию нам пришлось выходить за рамки, когда основная деятельность была парализована. Мы стали активно помогать, познакомились через родителей — за что им большое спасибо — с клубом ветеранов рыбной промышленности и работников ДМУ. Они оказались мало подготовленными, очень много было стариков, пожилых, брошенных ветеранов. Сейчас помогаем им. Вместе с приморской коалицией "Забота рядом" получили даже благодарность от губернатора Кожемяко за деятельность в пандемию. Мы не останавливаемся, продолжаем развиваться.
Светлана Ким: в социальном бизнесе нет равнодушных людей. Фото: фото предоставлено Светланой Ким
За почти пять лет своей деятельности, как автономной организации, мы привлекли пять миллионов рублей, плюс около миллиона для работы с пожилыми людьми. В любом случае некоммерческие организации — это возможность взаимодействия между обществом, властью и бизнесом. В социальном проектировании работают настоящие профессионалы, неравнодушные и знающие, что и как делать с максимальной отдачей. В социальной сфере просто нет места равнодушным.