Nakhodka.Media, 23 декабря. Презентация (12+) книги Марии Змачинской состоялась в стенах городской библиотеки. Марию смело можно назвать человеком-оркестром, чье творчество давно вышло за рамки одного холста. Она — основательница картинной галереи МЗ и ветеринарной клиники "Котопес", где забота об искусстве и забота о живом идут рука об руку. Она — художник и музыкант, чьи авторские песни рождаются между мазками масла. А теперь еще и писатель.
Мария представила свою дебютную книгу "Толмут" (12+) — искренний рассказ, в котором сплетаются все грани ее уникального опыта. И это только начало: вскоре книга отправится в мировое путешествие, готовится ее перевод на английский язык.
— Мария, расскажите, чему посвящена книга и как давно вы пишете? Как вообще начался этот путь?
— Это моя вторая изданная книга. Первую я издала в единственном экземпляре, потом… сожгла. Так сложилось. "Толмут" — вторая книга, но официальная первая. Она о жизненной философии. Мне очень интересен человек, его психика, и это такой некий микс между философией и нейробиологией. В названии книги слово авторское от производных "толк" и "мудрость". Есть священная книга иудаизма Талмуд (12+). Они схожи по звучанию.
— То есть, это исследование внутреннего мира человека и его взаимодействия с внешним?
— Да. Книга состоит из четырех глав: "Сознание", "Подсознание", "Бессознательное" и "Истина". Постепенно, кусочек за кусочком, картинка полностью складывается. Текст метафорический, с примерами реальных научных экспериментов в мире психологии, с аналогиями между животными и людьми. Я сама ветеринарный врач, и это один из моментов, который натолкнул меня на написание. Работа ветеринарного врача — это тяжелая работа. Постоянный внутренний конфликт: между человечностью, желанием помочь всем, и материальным миром, где, если так делать, сам разоришься. Этот вечный поиск баланса и стал одной из основ книги.
— Это жизненный опыт, пропущенный через себя. А примеры — только ваши или других людей тоже?
— Это скорее вымысел, основанный на реальности. Прочувствованный вымысел. Самые яркие философские моменты в книге иллюстрируются, например, реальными экспериментами. Вот картина "Мир 55". Я ее создала, изучая один эксперимент, на волне чувств написала.
"Вселенная 25" — реальный эксперимент Джона Кэлхуна в 70-х годах 20 века. Он решил посмотреть, что будет с мышами, если поместить их в идеальные условия, в рай. А мы, люди, по социальной структуре и психотипу очень на них похожи: мы коллективные, у нас своя иерархия. Он сделал большой бак, запустил 8 пар мышей.
- Фаза А. Мыши, осознав, что попали в сказку, начали активно размножаться.
- Фаза Б. Колония удваивалась каждые 55 дней, иерархия заполнялась.
- Фаза С. Мыши, не нашедшие себя в социальной структуре, становились жертвами агрессии. Появились "отверженные" — их сгоняли в центр, били, не давали есть. Самки становились агрессивными, самцы — вялыми, не защищали потомство.
- Фаза D. Появились "красивые" самцы — нарциссы, которые с рождения не выполняли никаких социальных ролей, даже не стремились размножаться. Несмотря на изобилие еды и воды, рождаемость упала до нуля. Колония вымирала, никогда не достигая предельной численности.
Этот эксперимент очень напоминает мне человечество. "Мир 55" — это мое видение людей. Я не сомневаюсь, что мы, исходя из этой модели, находимся на третьей стадии. Но все-таки есть надежда, что наш разум поможет повернуть все иначе. Эта история в книге — как притча. Вся книга пронизана такими глубокими размышлениями.
— Где можно найти книгу?
— В продаже и с удовольствием подарю экземпляр библиотеке. Я издала ее сама, поэтому тираж ограниченный — всего 100 экземпляров. Я уже отправила заявки в российские издательства, но на российский рынок особо не надеюсь. Сейчас книгу переводят, и я буду сразу отправлять ее за рубеж.
— Как выстроен путь продвижения книги? Какие-то связи уже есть или все начинается с нуля?
— В интернете полно советов, как распространить свою литературу: можно на Amazon (12+), можно еще куда-то. Но если говорить о заработке, нужны большие тиражи, другие схемы. У меня свой путь. Я не стремлюсь к этому как к основному заработку. Моя цель — заставить людей задуматься о своей жизни. Может, кому-то откликнется идея книги и он станет смотреть на мир по-другому.
— От идеи до выпуска книги сколько времени прошло?
— Рассчитывала написать за пять лет, но справилась за два. Я не в первый раз начинаю писать. Писала и комиксы, и небольшие истории, но все забрасывала. А к любому делу я подхожу основательно: изучаю, как это сделать. Прочитала кучу инструкций "как написать книгу". И из всех правил первое и главное — просто писать. Вот это, по моему опыту, единственное правило.
Неважно, какое настроение. Иду по улице — раз, мысль пришла. Останавливаюсь, записываю в блокнот или в телефон. Писала по главам, в основном записывала в заметках прямо в телефоне, потом уже на компьютере редактировала. Мысль пришла — где бы я ни была, записала.
— Новые идеи уже есть? Ощущение готовой книги в руках ведь мотивирует писать дальше?
— Конечно! Чуть посвободнее буду, стану писать еще. Сейчас очень много дел: галерея, клиника, продвижение книги… Планы большие, буду двигаться постепенно.
— А творчеством с детства занимаетесь? Как это сочеталось с любовью к животным и выбором профессии?
— Рисовала я всегда. Все думали, что пойду в дизайн или куда-то творческое. Но в 11 классе я трезво подумала, кем быть. Я не люблю постоянство, люблю свободу действий. И ветеринарный диплом показался мне тем самым универсальным ключом: учишься не так долго, а возможности безграничные — можешь быть врачом, хирургом, преподавателем, ревизором. Я не прогадала. Может, я и не стану великим врачом, но великая идея — сделать клинику, в которой будут рождаться великие врачи, — это да, это я сделала.
— Творчество при этом не отпускало? Не было творческих кризисов?
— Я не зацикливаюсь на этом. Могу полгода ничего не писать и не рисовать, а потом сесть и создать несколько работ. Если нет вдохновения — занимаюсь другим. А дел у меня достаточно.
— Какие ближайшие планы, может уже есть идеи творческого материала?
— Ближайшая — наладить слаженную работу в клинике и галерее. Там свои нюансы, дефицит персонала. А вообще, у меня есть большой план, и в книге есть к нему отсылки. Исходя из понимания структуры нашего мира… На самом деле, очень просто и интересно двигаться по жизни, когда у тебя появляется такая шпаргалка. Я по ней иду и строю мир вокруг себя, исходя из тех философских знаний, что обрела.
— А какая философия или авторы вас вдохновляли?
— Мне всегда нравилось читать психологию и философию. Для меня "Толмут" — смесь трех книг: "Легкий способ бросить курить" (16+) Аллена Карра, "Над пропастью во ржи" (12+) Сэлинджера и "Алхимик" (12+) Пауло Коэльо. Вот этот микс у меня и получился. Карра я читала несколько раз, чтобы понять, как текст влияет на психику. И похожий метод я использую в своей книге, только ее можно назвать "Как стать человеком". Как понять, что ты еще не совсем человек, и как им стать. Сэлинджера и Коэльо читала в студенчестве, они сильно меня впечатлили. "Алхимик" в списке книг, которые стали для меня очень значимыми, я считаю ее высокой планкой в литературе.
— А есть книга, которую сейчас часто берете в руки?
— Сейчас начала читать "Вселенную Стивена Хокинга" (12+) про время. Читаю понемногу. Вообще восхищаюсь учеными, людьми, которые стремятся познать бесконечность, природу человека и мира. Я занимаюсь тем же самым. Моя работа мне в этом помогает: я имею возможность наблюдать за двумя видами одновременно — за человеком как владельцем и за животным, которое, по сути, от него мало чем отличается. Только один априори поставил себя выше.
— Кому может помочь ваша книга? Думали о целевой аудитории, когда писали?
— Я считаю, что всем, кто хочет расширить кругозор, для общего развития, чтобы посмотреть с другой точки зрения. Особенно тем, кто увлекается психологией, будет интересно. Показывала друзьям, знакомым, когда книга была в работе. Реакции были разные, была и конструктивная критика, которая помогала сделать лучше. Коллективный труд в каком-то смысле.
— Как вам удается переключаться между тяжелой работой в клинике и творчеством? Это баланс или терапия?
— Проблемы работы замещаются творчеством, и получается баланс. Сложный пациент, потеря… Поднимаешься на второй этаж, в галерею — и просто уходишь в музыку. Это и есть терапия. Как к психологу сходить.
— А когда лучше пишется, да и вообще заниматься творчеством легче: в радости или в печали?
— Лучше перерабатывается яркая эмоция — любая. На волне, на подъеме, мозг тут же может сложить целостную картину того, что ты чувствуешь, и выдать результат. У меня так: яркими всплесками. Но можно и сесть в тишине, выделить время. Бывает по-разному. Чаще — резко и неожиданно. Могу настроиться на творческий вечер, а в итоге лечь спать. Но в целом, процесс идет легко.
— Общаетесь с другими творческими людьми, писателями? Есть круг единомышленников?
— С художниками — да, через галерею, с музыкантами. А вот с пишущими… Нет, я в этом плане, наверное, одиночка. Свою "творческую боль" ношу в себе. Чтобы было иначе, нужно время на встречи, а его нет. Все творчество у меня — на ходу, между делом. Остальное время — работа. Клиника круглосуточная, я уже третий год работаю практически без выходных. Первые полтора года это был ад. Я выжила только благодаря тому, что открыла галерею. Иначе не смогла бы.
— Есть ли какие-то большие планы и цели кроме творческих?
— Хочу основать Дальневосточный ветеринарный центр: приют для бездомных животных, институт, патологоанатомическое отделение — большой комплекс. Уже есть готовый проект, я даже писала президенту, губернатору. Говорят: идея классная, но государство помогать не будет. Хотя бы кусочек земли… Этот большой план я разбила на маленькие отрезки и буду двигаться потихоньку, своими силами.
У нас в округе уже построили один приют во Врангеле, по расчетам властей на район хватает. Но что там творится за стенами…
Буду организовывать фонд помощи бездомным животным. Все официально.
— Мария, ваш секрет — в этом самом балансе? В умении находить универсальный язык между столь разными мирами?
— Наверное. Я просто живу в своих реальностях, не противопоставляя их. Ветеринария — это тоже творчество, творение жизни. Холст и ноты — творение смыслов и эмоций. А книга "Толмут" — попытка найти язык, на котором говорят все эти миры. И, кажется, я его немного понимаю.



