Про дух времени, сталинский ампир, прививку родоведением и трудности познания своих корней корр. ИА Nakhodka.Media в эксклюзивном интервью рассказала председатель клуба "Находкинский родовед" Ольга Горелова.
— Что лежит в основе родоведения?
— Если исключить то, что я занимаюсь своей родословной около 7-8 лет, я все еще считаю, что начинающий родовед и непрофессионал. В целом наука о "ведании своего рода" — это в первую очередь обращение к корням, обращение к истории рода, осознание себя в этом пространстве и времени.
Расширяются временные рамки, и те поколения, которые стоят за тобой и которые ты представляешь впереди себя, помогают ощущать себя связующим звеном, осознать свое место в череде поколений.
Раньше у людей система прошедших времен была сильно разветвлена — они ничего не знали о будущем, но много знали о прошлом, читая летописи и другие исторические документы. Человек стоял не лицом вперед, а лицом назад.
Когда ты осознаешь себя как веху в цепочке событий, ты понимаешь, что не только можешь смотреть вперед, осознавая себя в проявлениях в своих детях, внуках и правнуках, но ещё и сам являешься проявлением и частью огромного количества поколений, от которых что-то унаследовал. Можно обнаружить, что ты похож на своего прадеда, или изучая его записи, заметить, что у вас очень схож почерк. Осознание огромного тыла, который стоит за тобой — это очень важно для человека, почувствовать себя не одиноким, а частью цепочки людей, связанных друг с другом узами родства. Многие наши родоведы начинают ощущать особую миссию, некоторые из них приходят к мысли о том, что они являются летописцами своего рода.
— Как люди, которые ничего не знают о своей родословной, изучают ее и вовлекаются в это?
— Я сама была таким человеком, и многие члены нашего объединения рассказывали, что пришли в клуб, будучи в самом начале своего исследовательского пути. Сначала они просто 2-3 года ходили на заседания и слушали, нарабатывая и впитывая информацию. Наши встречи посвящены генеалогическим и краеведческим исследованиям. Например, всемирно известный генеалог Дмитрий Адамов ежегодно делится своими изысканиями в области ДНК-генеалогии.
Наши заседания — это что-то среднее между лекциями и практическими занятиями, когда люди делятся наработками в области своих исследований — рассказывают, в какие архивы и ЗАГСы обращались, как правильно оформить заявку, в каких музеях и библиотеках есть дополнительная информация генеалогического характера, где, например, достать списки репрессированных.
— Много ли людей интересуются родоведением, в каком возрасте?
— Сейчас родоведение и интерес к своим корням поддерживаются на государственном уровне, около 10 лет назад наше правительство ввело новые предметы, в программе которых есть такой раздел как "семья". В начальной школе на уроках окружающего мира и краеведения, а затем и на уроках обществознания проходят эту тему. Педагоги обращаются к родителям, чтобы они помогли детям составить свою родословную, и это очень хорошо, потому что к исследованию подключаются семьи.
Когда мы проводим мастер-классы по составлению древа, подключаются и дети, и родители, и, в итоге, и все больше людей начинают интересоваться родоведением. В последнее время заметно повысился интерес и уровень тех, кто сам занимается исследованиями родовых корней, вне каких-то клубов и объединений. В основном интересоваться этим начинают люди после 45-55 лет.
— Насколько полезно прививать родоведение детям, можно ли сказать, что родоведение связано с патриотизмом? Важно ли это?
— Родоведение — составная часть патриотизма и патриотического воспитания. Любовь к своим корням и знание истории своего рода неотъемлемы от любви к своей земле, к своей большой и малой Родине, к традициям предков. В Приморье проживает почти двести национальностей, и когда ребенок с малых лет видит, например, какие национальные блюда готовит его бабушка, это откладывается в голове. Для ребенка важно получить эти знания в детском возрасте, ведь багаж информации, заложенный в детстве, особенно от старшего поколения, становятся основой нашей личности.
Ольга Горелова, председатель клуба "Находкинский родовед". Фото: Никита Авдеев, ИА Nakhodka.Media
— Помимо лекций и конкурсов, организовываете ли вы какие-то мероприятия еще?
— Да, у нас проходят презентации книг, которые издают члены нашего клуба. Мы проводим экскурсии по Находке и другим городам Приморского края, организовываем поездки в музеи. Помимо этого мы являемся авторами нескольких краеведческих проектов. Например, сейчас у нас реализуются проекты "Восстановленная история", в рамках которого мы проводим экспедиции по селам Сучанской долины, и "Родная улица моя", первая часть которого была приурочена к 70-летию Находки и сейчас мы решили сделать этот проект долговременным. В ходе программы мы изучаем улицы Находки, общаемся со старожилами, изучаем старые выпуски газеты "Находкинский рабочий" и планируем выпустить вторую часть книги "Родная улица моя". Также у нас был совместный проект с ДМУ, в котором выпускникам заведения и курсантам, чьи дедушки и отцы также обучались в ДМУ, предлагалось рассказать о родных, чьи судьбы были связаны с мореходным училищем, о семейных династиях.
— Какие вы можете отметить главные достижения клуба "Находкинский родовед"?
— Самое главное достижение это наши издания, альманахи, статьи, книги. Также большой вклад внесла Мария Антоновна Иванова, руководитель клуба, получившая почетную грамоту губернатора и внесшая большой вклад в изучение родословной В.К.Арсеньева, работая с его биографией и семейным древом. Результаты ее исследований были представлены в брошюре "Предки и потомки Владимира Клавдиевича и Анны Константиновной Арсеньевых". Этим занимались и другие люди, но по крупицам, а Мария Иванова собрала огромное количество фотографий, документов, общалась с внуками Владимира Арсеньева, много писала и передала всю информацию Ольге Островской — кандидату исторических наук.
Еще одним достижением являются наши сборники, которых у нас насчитывается уже 9, сейчас готовится к выпуску 10-й — юбилейный выпуск Записок клуба.
Мы участвуем в разных мероприятиях от города до страны. Темы наши самые разные. Дети войны, "Юнги огненных рейсов", трудовые династии, даже поиск потомков погибших на нашей земле летчиков. Один из молодых членов нашего клуба, Владислав Голосов, совместно с Марией Антоновной занимался поиском потомков погибших летчиков гидросамолёта "Каталины" (в бухте Спокойной) и смог их найти. В итоге было организовано большое мероприятие по возложению цветов у памятника.
В этом году к 15-летнему юбилею объединения генеалогов 22 человека были отмечены почетными грамотами и благодарственными письмами администрации НГО.
— Родоведы изучают только свою родословную или чужие тоже?
— Это могут быть родословные друзей, знакомых, совершенно чужих людей, известных личностей. Также многие популярные люди (политики, работники культуры) заказывают своё родословное древо опытным генеалогам, но мы, как правило, не занимаемся подобной деятельностью. Однако, несколько лет назад известной в Находке личности — Борису Гладких помогли составить родословную.
— Занимаясь родоведением много лет, есть ли что-то, чему вы до сих пор учитесь, узнаете что-то новое?
— Да, я до сих пор учусь, потому что сбору и систематизации генеалогической информации можно учиться всю жизнь. Накапливание опыта происходит постоянно, источники разные — это и личные отношения с находкинскими исследователями, их "родословные летописи", и общение коллегами из других регионов, у которых другие идеи, взгляды и подход. Например, я была в Хабаровске и пообщалась с хабаровскими родоведами, они подарили мне свои выпуски, где я обнаружила, что целый сборник был посвящен Новому году, историям, связанным с ним, новогодним воспоминаниям. И, в итоге, у нас родился свой альманах с новогодними фотографиями, заметками и историями.
Хочется добавить, что в других регионах России есть региональные исторические архивы, музеи истории и т.п., о которых можно не узнать, пока не пообщаешься с местными исследователями. Общаясь с коллегами, мы налаживаем взаимоотношения, ездим друг к другу в гости, обмениваемся информацией. Так, мы стали шире использовать наши поисковые возможности — делать запросы генеалогического характер в архивы предприятий и учреждений, и даже — в архивы учебных заведений, в которых сохранились личные дела учащихся.
Многие наши родоведы работают в фотошопе, редактируют фотографии, мы помогаем друг другу. Также мы ламинируем документы, делаем сканы и ксерокопии.
— Ольга Александровна, с какими учреждениями и объединениями дружит "Находкинский родовед"?
— Наш клуб с момента создания работает при ЦБС НГО и базируется в библиотеке-музее на Сенявина, 14, за что руководству отдельная благодарность. Лидия Балачагина не только официально курирует наш клуб, но и помогает в проведении различных мероприятий.
Мы также активно сотрудничаем с Музейно-выставочным центром Находки, с архивами — региональными и государственными, с Приморским краевым отделением Русского географического общества — Общества изучения Амурского края, с городским Советом ветеранов, с культурными учреждениями (например, ДК им.Ю.Гагарина), с образовательными учреждениями — школами, Дальневосточным мореходным училищем, с городскими СМИ (например, с газетами "Находкинский рабочий", "РИО панорама", "Мир путешествий"), частными музеями, с национальными объединениями города Находки.