Куда бежит Владивосток: Константин Богданенко о международном развитии города

Сооснователь DNS о спорте, туризме, современном девелопменте и гребешках
Константин Богданенко
Фото: Дмитрий Осипчук, ИА PrimaMedia

PrimaMedia, 11 февраля. Владивосток сегодня, как и в начале XX века, рассматривают не просто городом у моря и форпостом России на Тихом океане, а амбициозным проектом, который ищет свое место на карте мира. Что на самом деле значит для него "международный статус"? И кто его создает — чиновники, бизнес или сами жители? Мы попросили раскрыть эти вопросы человека, имеющего опыт во всех трех позициях, — совладельца сети DNS, общественного советника мэра Владивостока, а также активного горожанина Константина Богданенко.

Разговор шел о том, как массовый спорт и беговой клуб RunDnsRun открыли новую страницу городской жизни, о туристических планах головной компании и об "очень личных" историях. Куда и, главное, зачем бежит Владивосток — в материале ИА PrimaMedia.

Спортивная дипломатия

— Мы часто слышим о том, что Владивосток становится городом международного уровня и на то есть объективные предпосылки. Если говорить о DNS, то ряд спортивных проектов компании известны за рубежом. Это марафон "Мосты Владивостока" (0+), которому исполняется 10 лет в этом году и ледовый полумарафон Vladivostok Ice Run (6+). Как это все работает?

— Утверждения о том, что Владивосток становится международным справедливы. Последняя заявка на международный город была сделана до ковида. На мой взгляд 2019-й год стал неким апофеозом международной активности. Сейчас она на новом витке спирали. И следует за новыми трендами, Владивосток — конкурирует за туриста, за качественный человеческий капитал, за местных жителей.

Чтобы эта конкуренция шла в его пользу, нужно многое предпринимать. Особенно в сфере организации современного образа жизни, стиля жизни, неразрывно связанного с массовым спортом. Наша компания и беговой клуб занимаются этим давно. В этом году пройдет десятый юбилейный марафон, который, я надеюсь, должен стать одним из наиболее массовых и международных, в послековидный период. Мы рассчитываем, что в нем будут участвовать до 7 тысяч человек. И это вызов для города на краю России.

На протяжении десятилетней истории бегового клуба, всеми проектами руководят Ольга Гаева и Александрина Кучина. Девчонки накопили огромный опыт: начинали с двух мероприятий в год, сейчас стабильно делают уже четыре. Это "Мосты Владивостока", зимний ледовый полумарафон Vladivostok Ice Run, летний трейл LeoRun (0+) по "Земле леопарда" и SUP FEST (0+).

Без ложной скромности считаю, что именно наш беговой клуб стал таким кристаллизатором массовой спортивной и физкультурной активности людей в Приморье, на Дальнем Востоке и за его пределами.

Спорт в Приморском крае и Владивостоке, в принципе, на очень высоком уровне. Мы можем отслеживать это по числу активных участников наших забегов. Я помню времена, когда начинали с трех-пяти человек, а сейчас это уже несколько тысяч постоянных участников. 

Без ложной скромности считаю, что RunDNSRun стал таким кристаллизатором массовой спортивной и физкультурной активности людей в Приморье, на Дальнем Востоке и за его пределами.

— География участников, если говорить о регионах России, ушла за цифру 70. А что с иностранными участниками. Марафон "Мосты Владивостока", насколько знаю, сертифицирован в AIMS. Это помогает?

— AIMS — это сертифицированная трасса, результаты которой принимаются в зачет профессиональными и околопрофессиональными спортсменами. Для тех, кто занимается бегом всерьез, это возможность для дальнейшего развития и признания их активности. Статус, конечно, помогает популяризировать марафоны за границей, но это не единственный элемент успеха. В нашей команде есть специалист, который уверенно говорит по-английски и по-китайски и активно работает со всеми международными институциями. Это Полина Купчик. География ее работы постоянно растет. Сейчас переговоры ведутся с Таиландом, Вьетнамом, Малайзией.

Численность иностранцев в каждом забеге у нас составляла 20% от общего числа участников в доковидные времена. Сегодня мы постепенно возвращаемся к этому уровню. В целом, если говорить про численность марафонцев: в 2025-м Vladivostok IceRun объединил 1,5 тысячи участников, LeoRun — 750 человек, а "Мосты Владивостока" — 5 500 человек.

Вообще, такая концентрация международных гостей — уникальная история. Даже Московский марафон (16+) с его несоизмеримо большим общим количеством участников не имеет сопоставимого объема иностранцев.

Но наша главная задача — дать людям почувствовать себя достойными. Вне зависимости от того, чем они занимаются, дать им возможность во взрослом возрасте ощутить себя героями. Это очень ценная тема. Мы начинали под лозунгом "Повод гордится собой!", и за десять лет он не изменился. 

— В чем секрет популярности марафонов? Какая главная мотивация? 

— Марафоны дают каждому человеку возможность вне зависимости от возраста или рода деятельности и прочих условностей почувствовать себя героями. Это очень ценная тема.

Каждый может бросить вызов себе. Даже пробежка на минимальной дистанции становится знаковым событием и победой для каждого конкретного участника. На том же принципе сформирован ледовый марафон Vladivostok IceRun — он не такой экстремальный, как 42 километра поперек Байкала, но безусловно очень зрелищный и памятный.

Продвижение спорта — тоже большая миссия для бегового клуба. На наших трассах участники бегут все вместе: бизнесмены и служащие, чиновники и домохозяйки, люди с телеэкранов и их зрители. Даже для губернатора Олега Николаевича Кожемяко абсолютно нормально бежать среди всех, и это также стало нормой для других.

— Мероприятия, подобные вашим забегам, это еще и способ показать Владивосток, его уникальность и айдентику. Какова роль таких проектов в продвижении города на международной арене?

— Красивых мест в мире очень много. Бегающих людей тоже много, и каждое место старается привлечь своей уникальностью. Но, на мой взгляд, сентябрь во Владивостоке — точно достоен того, чтобы весь мир его увидел. Здесь кайфовая погода, мосты. Я искренне горжусь нашим владивостокским марафоном.

Тем более, что тысячи участников наших забегов всегда делают фото и выставляют их в свои социальные сети. Так и рождается туризм.


Константин Богданенко. Фото: Дмитрий Осипчук, ИА PrimaMedia

Будущие Олимпийские чемпионы

— А как обстоят дела со спортом высоких достижений?

— Я возглавляю наблюдательный совет Федерации легкой атлетики Приморского края. Ее руководитель Антон Уйк — один из самых заметных и опытных управленцев в этой сфере в России.

Благодаря совместным усилиям в 2025 году у нас появилось несколько новых "звезд" — молодых ребят, которые брали призовые места на соревнованиях российского масштаба. Например, Георгий Шумков из Фокино и Виктория Урсова из Спасска-Дальнего — они победили в первенствах России в своих возрастных категориях, ворвались в сборную страны. Для Приморского края это результат, которого не было очень давно. Формирование сборной России с участием наших спортсменов — это прямое достижение.

С учетом того, что ситуация идет к возвращению России на международные соревнования под своим флагом, мне кажется, мы получили некую передышку для нового старта. Это время мы использовали для переформатирования сил. Я думаю, мы должны и будем выступать на международной арене в легкой атлетике очень достойно. Жду с нетерпением первых таких стартов. Мы будем поддерживать наших ребят.

— Наверное, Олимпийское движение само по себе размывается сегодня. На фоне того, что сильные сборные могут не участвовать в играх.

— Спорт должен объединять. Эта идея всегда была основой Олимпийского движения. И конечно, очень важно суметь вернуться к ней вне зависимости от того, что происходит вокруг.

Центр международного туризма

— Как вы оцениваете потенциал Приморья стать реальным центром внутреннего и международного туризма?

— Я думаю, что модель с одним центром в современном мире уже не работает — центров должно быть много. Может ли это место стать еще одной достойной точкой на карте, которую выберут туристы со всего мира? Конечно, да.

В мире не так много мест, где сочетается первозданность природы, и комфорт. Например, на Чукотке, природа тоже в первозданном виде, но заниматься туризмом там сложно. А вот на юге Приморского края сочетаются мягкий климат, транспортная доступность и по-настоящему уникальная природа.


Константин Богданенко. Фото: Дмитрий Осипчук, ИА PrimaMedia

Кроме того, никто не отменял гастротуризм — он сегодня становится драйвером для всех стран. Вот, например, есть такой мировой бренд — гребешок с Хоккайдо. На самом деле это тот же самый гребешок, который добывается в Японском море, в том числе и в Приморье. И если там он продается под брендом "Хоккайдо", то почему бы не создать здесь свой, не менее узнаваемый бренд? Кроме того, у нас можно посмотреть, как этот гребешок живет, как его добывают, а, цена на него существенно ниже, чем в Японии.

— А как привлекать международных туристов? Может ли Приморье обеспечить прием большого числа людей?

— У нас уже есть первый туристический "эксперимент". Это база "Джугди" в Хасанском районе в бухте Алеут. Там мы пытаемся понять, какие шаги позволят превратить небольшую базу отдыха на берегу моря в успешный и красивый бизнес.

Также DNS планирует запустить второй туристический проект — в районе Новой Москвы. Мы оформили землю, ведем проектирование и строительство. Это проект предполагает круглогодичную всесезонную работу. Там большая территория, порядка 20 домов, единый гостевой дом, где люди смогут собираться, банный комплекс. В Приморье есть примеры баз отдыха с круглогодичной загрузкой в 80 процентов. Мне кажется, это очень круто.

— Круглогодичный туризм — это, конечно, идеал.  Я душой болею за горнолыжный курорт в Арсеньеве, но не могу пока уверовать, что туристы будут существенно заполнять его летом. Что должно стать "крючком" подобных проектов?

— Во многом наши попытки найти решение связаны именно с поиском, как занять людей и предложить им содержательный досуг.

Кстати, "Джугди" в этом плане тоже активно работает — они сейчас разрабатывают большое количество маршрутов для однодневных туров: на велосипедах, пешком, на лодках. Это превращает отдых не просто в "приехал, пожарил шашлык и уехал". Это становится процессом, в который вовлечены и гости, и их дети, и который занимает наполняет смыслом проживание в четыре-пять дней.

В основе — личность

— DNS развивает много направлений сразу. Это напоминает путь крупных азиатских конгломератов. Не кажется ли вам, что компания превращается в такую многопрофильную корпорацию? Не страшно ли браться за столько разного?

— Именно поэтому я избегаю говорить, что такими направлениями занимается компания. Компания сосредоточена на том бизнесе, который является для нее ключевым и профильным. Это ритейл в области потребительской электроники, это девелопмент — строительство и эксплуатация жилой и коммерческой недвижимости. Это и есть основная деятельность DNS, как компании.

Все, что выходит за эти рамки, будь то спорт, туризм, робототехника или что-то еще, это, как правило, персональные проекты. Они могут существовать только при условии, что есть конкретный человек, лично заинтересованный в том, чтобы этот проект жил, развивался и в идеале становился прибыльным.

Если бы когда-то не заболел забегами я, не было бы RunDNSRun. Если бы не Юрий Чернявский, не было бы туристического направления. Если бы не Дмитрий Алексеев, не было бы робототехники и новых зон отдыха Владивостока, как Нагорный парк или набережной Патрокла. Если бы не Сергей Мещанюк, не было бы "Квартета вкусов". Все это выросло из очень личных историй, увлечений и идей каждого из нас.  

— Если говорить о строительном направлении, как DNS видит свою роль в международных и российских трендах. И как девелопмент и комплексное развитие территорий могут влиять на туризм?

— Главный российский тренд — это переход от точечной застройки к комплексному развитию территорий.

Люди приезжают в Приморье с определенными ожиданиями, основанными на привычном для них образе жизни. Для большинства жителей всего мира ценность состоит не в самой квартире, а в месте — где они живут, целостном восприятием своего повседневного бытия. И создать такое место можно только комплексным развитием территорий.

Наш опыт на проектах "Формат" и "DNS Сити" в Надеждинском районе показывает, что такой формат прекрасно работает.  Все необходимое для повседневной жизни есть рядом: спорт, торговый центр, школа, детский сад и детские площадки. Да, нужно ездить на работу, но от "Формата" до "Зари" всего 10 минут дороги.

Поэтому мы абсолютно уверены в успехе наших проектов — они уже успешны. В "DNS Сити" уже построено несколько домов, и мы активно продолжаем строительство. В этом году начинаем возводить образовательный центр на 1750 мест — один из уникальных для страны объектов, где будут совмещены детский сад и школа. Также мы близки к старту строительства общественно-делового центра, который станет точкой притяжения, чтобы людям не нужно было никуда уезжать на деловые встречи.


Владивосток. Фото: ИА PrimaMedia

Развитие территорий

— Губернатор Приморья Олег Кожемяко на недавней прямой линии говорил, что механизм КРТ позволяет частному бизнесу строить соцобъекты (школы, детсады) быстро и качественно, минуя 44-ФЗ, а государство затем может выкупать их — до 70% таких объектов. Как вы, имея свой опыт, оцениваете эту модель? Действительно ли это рабочий и реалистичный механизм для будущего развития территорий?

— Да, это реальный подход. Мы, правда, работаем по 44-му ФЗ, и это вносит свои особенности. Но, в целом, это единственный реальный на сегодня способ. Надо понимать: государство в лице правительства края и лично Олега Николаевича не только обязано, но и реально заинтересовано в том, чтобы люди, которые принимают решение, где им жить, останавливали выбор на нашем регионе. А для этого им нужно где-то учиться, лечиться, они должны быть защищены, иметь место для отдыха.

И почему этим не должен заниматься девелопер? Мне кажется, это естественно и нормально. Если ты создаешь определенное качество жизни для людей — для тех, кого уважаешь, кто является твоими согражданами, — то будь любезен сделать это комплексно. Иначе ты выглядишь просто как "барыга", который купил, построил, продал и забыл.

Мы уже приобрели определенный опыт и понимаем, что школы, парковые зоны, являются критически важными элементами, которые повышают стоимость и общую привлекательность проекта. Поэтому в "DNS Сити" с самого начала были предусмотрены обширные прогулочные и парковые территории. Уверяю, у Нагорного парка появятся серьезные конкуренты, как у места для качественных прогулок — у жителей нашего района появится свое пространство.


Проект DNS Сити. Фото: Предоставлено DNS

Знаете, когда мы готовили первоначальную концепцию, на территории были три больших оврага. Их можно было просто закопать, сравнять с землей и превратить в ровную строительную площадку. Но мы поступили иначе — вписали их в общий план застройки. Теперь они станут основой тех самых парковых зон для прогулок горожан. Это уже видно: первый овраг частично благоустроен и практически превращен в прогулочную зону.

— Строительство в Надеждинском районе изначально связано с идеей Владивостокской агломерации, о которой говорят уже на уровне правительства России. Верите ли вы, что этот проект станет одним из реальных кирпичиков в фундаменте этой агломерации? И насколько, по вашим ощущениям, близка ее реализация?

— Идея Владивостокской агломерации содержательна, в ней есть суть. И я искренне верю, что в Надеждинском районе возникнет новый центр притяжения, своего рода "новый Владивосток", который будет комфортным для жителей и достойно примет российских и международных туристов. Для этого есть все предпосылки: это, пожалуй, самое удобное место для масштабного строительства на юге Приморья. Уникальная ровная территория, быстрый доступ к логистическим артериям: и железной дороге, и автомобильным магистралям. Там удобно строить и жить. Климат там даже лучше, чем во Владивостоке: меньше туманов, больше солнца. Это легко отслеживается по отзывам тех, кто уже переехал.

Мне искренне хочется, чтобы "DNS Сити" стал первым элементом, катализатором этого большого развития. Мы стараемся согласовывать наши шаги, информировать Владивосток, правительство региона, и главу Минвостокразвития Алексея Олеговича Чекункова о том, что делаем, чтобы они видели — как эта идея обретает реальные черты. Для визионера очень важно видеть отклик и последователей, которые воплощают задуманное в жизнь. Это придает сил. Я думаю, что к 2030–2032 годам мы этот проект полностью построим.


Константин Богданенко. Фото: Дмитрий Осипчук, ИА PrimaMedia

О планах

— Дальше 2032 года заглядывали? Есть какие-то планы?

— Конечно, смотреть дальше 2032 года сейчас сложно. Ясно одно — мы будем и дальше вносить свой вклад в развитие Владивостока. Строительство будет идти. Проектов в регионе много. Озвучены планы по возведению АЭС. А ведь рядом с ней потребуется инфраструктура, как мини-город. Возможно, и здесь пригодится наш накопленный опыт.

Смотрите полную версию на сайте >>>