2 октября. Елена Тюкалова — единственная женщина — начальник цеха на Приморской ГРЭС в Лучегорске. Она руководит коллективом, от работы которого зависит работа всего предприятия. Как обеспечивается чистота воды для гигантских котлов, какие инновации внедряются в химическом цехе и как чувствует себя женщина-руководитель в энергетике, она рассказала в интервью ИА PrimaMedia.
— Елена Анатольевна, химический цех упоминают не так часто, ведь электростанции обычно ассоциируются с энергоблоками, турбинами, котлами, дымовыми трубами. Но без вашего звена ничего бы не работало. Расскажите, что представляет собой ваш цех? Какие в нём есть лаборатории, основные задачи?
— Химический цех был создан ещё на этапе строительства станции — это одно из ключевых структурных подразделений Приморской ГРЭС. Наша главная задача — подготовка воды высочайшего качества, так называемой обессоленной воды, которая питает котлы. После того, как вода превращается в пар и попадает в турбину, вырабатывается электроэнергия.
Начальник химического цеха на Приморской ГРЭС Елена Тюкалова. Фото: ИА PrimaMedia
Важность нашего цеха понимают все: и персонал, и руководство. В случае аварийных ситуаций или необходимости закупки оборудования, реагентов, фильтрующих материалов — все вопросы решаются оперативно.
— Для обывателя: турбину вращает пар, который получается из воды. Но эта вода не обычная — её нельзя просто взять из реки и запустить в систему. Расскажите, как она подготавливается? Какой путь проходит?
— Всё начинается с водохранилища. У Приморской ГРЭС оно небольшое — около 10 квадратных километров, объём воды — порядка 45 млн кубометров. Но эта вода содержит примеси, и нам нужно довести её до необходимых показателей.
Из водохранилища вода попадает в подводящий канал, затем осуществляется ее подогрев (через подогреватели сырой воды в котлотурбинном цехе). Далее вода направляется в осветлители — здесь она проходит коагуляцию, добавляется флокулянт для укрупнения примесей. Дальнейший ее путь — на двухступенчатую очистку. И на выходе получаем обессоленную воду (в сотни раз чище исходной).
Кроме того, у нас есть отдельная установка для подпитки теплосети — эта вода должна соответствовать качеству питьевой воды.
— Вы обеспечиваете оптимальный водно-химический режим для энергоблоков. Как этого добиться?
— Всё строго регламентировано в "Правилах технической эксплуатации" и в других стандартах и нормативных документах. Водно-химический режим требует постоянного контроля. Мы отслеживаем качество воды ежеминутно, в том числе благодаря установленному программному комплексу "Omni Клиент".
Чтобы поддерживать нужные показатели, проводим коррекционную обработку: добавляем едкий натр (щёлочь) и аммиак. Это защищает оборудование от агрессивных сред. Пар, попадающий в турбину, должен быть идеально чистым, ведь турбина — очень дорогостоящее оборудование.
— В работе используются реагенты. Как обеспечивается безопасность?
— В лабораториях применяются слабоконцентрированные кислоты и щёлочи, но охрана труда — на первом месте. Лаборанты обязаны носить спецодежду, перчатки, средства защиты органов дыхания. Риски минимизируются за счёт строгого соблюдения требований охраны труда.
— Какие изменения происходят в химическом цехе? Говорят, готовится реконструкция химводоочистки…
— Да, с 2026 года планируется реконструкция. Сейчас у нас есть два осветлителя (производительность каждого до 110 м³/ч), но их уже недостаточно. Будет установлен третий осветлитель, а также два противоточных фильтра — их эффективность почти в два раза выше. Это позволит увеличить подачу воды до 250 м³/ч.
Кроме того, в 2021 году смонтирована безреагентная установка с нанофильтрацией — она очищает воду от примесей размером до 0,1 нанометра (это миллионная доля миллиметра!). Пока её мощность небольшая (38 м³), но для малых подпиток она бывает очень полезна.
— Как удаляется углекислота из технологических потоков?
— Это совместная задача химического и котлотурбинного цехов. У нас стоят декарбонизаторы: сверху подаётся вода, снизу — воздух. По закону Генри-Дальтона, углекислота удаляется из жидкости. Дальше в котлотурбинном цехе работает деаэратор— он убирает остатки углекислого газа, а также кислород и азот.
— Расскажите о программе визуализации. Как она помогает в работе?
— Визуализация — это наглядные информационные инструменты. Например: бегущая строка на химзащите, зеркала безопасности — сотрудник видит себя и проверяет, правильно ли одет, ограждающие решётки (компактные и удобные). Это снижает риски аварий на производстве и повышает дисциплину персонала.
— Планируется ли дальнейшая модернизация химцеха?
— Кроме осветлителя у нас будут установлены два противоточных фильтра. Они используются в России давно. Их эффективность выше. А если будут строить котлы сверхкритического давления, появится ещё одна химводоочистка — с самым современным оборудованием.
— Новое оборудование требует повышения квалификации. Как организовано обучение?
— Сейчас оно проходит без отрыва от производства: компьютерные курсы и тестирование в учебных залах, вебинары, лекции, видеоуроки и ежемесячные разборы вопросов от персонала.
— Вы единственная женщина — начальник цеха на Приморской ГРЭС. Как вам в этой роли? Чувствуете поддержку?
— Конечно! И от коллег, и от руководства есть поддержка. А в нашем цехе крепкий женский коллектив— мы всегда помогаем друг другу.
— Как отмечаете праздники? 8 Марта, 23 Февраля…
— У нас есть ещё День химика (последнее воскресенье мая)! Организуем конкурсы, поздравления. Наш персонал — артистичный, умеет хорошо и работать, и веселиться.
Смотрите полную версию на сайте >>>