PrimaMedia, 26 сентября. Минфин предложил повысить налог на добавленную стоимость (НДС) в России с 1 января 2026 года на два процентных пункта. Налоговые новации уже были рассмотрены на заседании правительства в среду, 24 сентября, где также озвучена идея расширения числа плательщиков НДС за счет части малого бизнеса. Предложенные меры неоднозначно оценили эксперты, опрошенные ИА PrimaMedia. Однако все они отмечают, что удар будет нанесён как по бизнесу, так и по потребителям.
Внесённый в правительство Минфином бюджетный пакет предполагает повышение ставки НДС с 20% до 22% при сохранении ее льготного уровня в 10% для социально значимых товаров — это, в частности, продукты и лекарства. В сообщении Минфина новая мера объянена необходимостью выполнять социальные обязательства перед гражданами, а также нуждами обороны и безопасности. При этом отмечается, что повышение цен будет умеренным.
Ведомство также подготовило поправки, которые коснутся компаний, использующих упрощённую систему налогообложения. Согласно поправкам, порог доходов, после превышения которого бизнес обязан платить НДС, снизят с 60 до 10 миллионов рублей. При этом бизнесу, который зарабатывает меньше 10 млн, к счастью, оставят выбор: платить по ставке "для всех" с вычетами по налогу или платить по льготной ставке в размере 5–7% без права на вычеты.
Кандидат экономических наук, старший научный сотрудник Института экономических исследований ДВО РАН Максим Кривелевич отмечает, что повышение ставки НДС с 20 до 22% нельзя считать масштабным. Государство принимает такую меру, учитывая "две стороны монеты".
— С одной стороны, государство не любит НДС, потому что это так называемый налог на бедных, он социально вреден. Если вы зарабатываете 100 рублей и тратите 100 рублей, то вы, грубо говоря, платите 20 рублей НДС. А если зарабатываете тысячу рублей, а тратите из нее только 100, вы платите в 10 раз меньше НДС в процентном соотношении к своему доходу. С другой стороны, государство очень любит НДС, потому что это очень простой в сборе налог. Если налог на прибыль можно утаить, показав не всю прибыль, то НДС утаить нельзя. Вы пришли в магазин, купили товар — ваш НДС уплачен. Поэтому НДС — это монета с двумя сторонами. Государство не может забыть об одной из них, поэтому, какие бы решения ни принимались в плане НДС, по моему мнению, они не будут масштабными. В данном случае, к повышению с 20 до 22% экономика может адаптироваться. При этом повышение подействует на всю экономику целиком. Поэтому здесь нельзя сказать, что кто-то сильно выиграет, кто-то сильно проиграет. Проиграют все примерно одинаково, но ключевое — бедные проиграют сильнее богатых, — считает Максим Кривелевич.
Надеяться на то, что бизнес увеличит издержки, а для потребителя всё останется, как есть, — не приходится. Если следовать логике опрошенных экспертов, переписывания ценников не избежать.
— За все всегда платит потребитель. Нет других вариантов. В экономике нет других денег. Как бы всё это бухгалтерски не оформлялось, любые дополнительные расходы всегда платятся из кармана людей. В экономике просто нет другого кармана, — отмечает Максим Кривелевич.
При этом эксперт считает, что на потребительский спрос нововведения глобально не повлияют.
— На сколько нужно повысить ставку НДС, чтобы вы не пошли покупать стиральную машину, а стирали на руках? Рост налога с 20 до 22% точно не заставит нас отказаться от стиральной машины, чайника, одежды, обуви. Для того, чтобы произошло изменение потребительского поведения, нужно поднять его на треть. Поэтому всё это будет печально, но не трагично. Никому не хочется платить больше налогов, но это не будет чем-то судьбоносным. Мы помним, что изменилось после повышения ставки НДС с 18 до 20%. Люди поворчали и стали платить больше. А шоколадки, вместо 100-граммовых, просто стали 90-граммовыми. Сегодня эти же шоколадки стали 75-граммовыми — даже без повышения НДС, — заметил Максим Кривелевич.
Профессор, доктор экономических наук Александр Латкин считает, что повышение ставки налогообложения всегда приводит к уменьшению объёмов производства — это всемирно известный экономический закон. По мнению эксперта, сейчас правительство пытается справиться с растущим дефицитом бюджета, но поможет ли исправить положение новая налоговая реформа — большой вопрос.
— Есть такие уже опробированные в мировой экономике показатели: на 2% поднимается НДС — жди в два раза превосходящего повышения цен на конечной станции, то есть на полках магазинов — до 4%. Примерно в феврале мы уже, наверное, сможем увидеть это повышение — и это только за счёт изменений в НДС. Я думаю, что мера существенно не улучшит ситуацию с наполнением доходной части бюджетов всех уровней, а социальная нагрузка значительно возрастёт. Покупательная способность продолжает падать. Только примерно у 10% населения Владивостока она сохраняется, — делится мнением Александр Латкин.
Эксперт также обращает внимание на одну важную деталь, касающуюся нововведений для "упрощенцев". Помимо того, что малый бизнес, который ранее не платил НДС, теперь будет его платить, компании будут вынуждены выстраивать систему бухгалтерской отчётности.
— Если раньше руководитель предприятия сам мог справляться с отчётностью или нанять бухгалтера, то теперь нужно будет перестраивать работу. Для малого бизнеса это будет чревато огромными издержками. Крупным предприятиям проще — у них есть бухгалтерии. Многие малые предприятия сегодня и так задыхаются и закрываются, если взглянуть на статистику, а теперь, после введения новых мер, я думаю, они либо уйдут в тень, либо прекратят свою деятельность, — считает профессор.
По словам директора компании "Бухгалтерия плюс" Ольги Бондарь, бизнес сегодня затаил дыхание и ожидает, что новые меры затронут практически все отрасли.
— НДС — это налог, который практически нельзя планировать, это очень тяжелый налог и большое бремя для бизнеса. Именно поэтому малый бизнес с большим удовольствием схватился за упрощённую систему налогообложения, потому что общую систему налогообложения мы, скажем так, не вытягиваем. У меня более 400 клиентов, которые постоянно дают обратную связь. Они говорят, что "упрощенцы" за всё время существования своего бизнеса не платили столько налогов, сколько заплатили вместе с НДС за первый квартал. Понижение порога входа в НДС для "упрощенцев" с 60 до 10 млн рублей — для бизнеса это будет удар ниже пояса, — поделилась Ольга Бондарь.
Если же говорить о бизнесе, который сегодня платит НДС по ставке 20%, после её повышения до 22% предприниматели будут вынуждены экономить на других статьях расходов, отмечает эксперт. Не исключено, что в их числе окажутся заработные платы. Возможно, и сотрудников, и сам бизнес ждут нелёгкие времена, добавила предприниматель.
— В первой половине 2025 года из-за роста цен потребительский рынок замер. Только в середине лета люди снова оживились. На федеральном уровне обещали не трогать предпринимателей хотя бы три года после потрясений — закрылось уже и так много бизнеса. А теперь, мне кажется, можно ждать повторения ситуации, — считает Ольга Бондарь.