9 сентября. В России эксперты финансового сектора фиксируют резкое повышение спроса на банковское сопровождение контрактов, сообщают "Ведомости.Капитал" (18+). По их словам, контрактная система испытывает влияние двух мощных факторов — бюджетного дефицита и высоких ставок. Заказчики стремятся экономить и оптимизировать расходы, снижается конкуренция в тендерах, растут риски срыва сроков исполнения контрактов. Одновременно охлаждается рынок корпоративного кредитования. В этих условиях бизнес нуждается в дополнительной защите и контроле и все чаще обращается к механизму банковского сопровождения. В свою очередь, банковский сектор идет навстречу этому тренду, отмечают опрошенные изданием в преддверие Восточного экономического форума (16+) эксперты.
Банковское сопровождение как механизм предполагает использование специальных отдельных счетов, на которых установлен режим контроля расходных операций, рассказывает руководитель департамента транзакционного бизнеса — старший вице-президент ВТБ Игорь Острейко.
"Под данное определение попадает достаточно широкий спектр различных банковских продуктов, в том числе эскроу-счета, счета типа "С", залоговые счета, вплоть до котловых счетов фондов, счетов капремонта, фондов СРО и т.д.", — поясняет он.
Однако оценить реальный объем рынка в деньгах, по словам Острейко, практически невозможно. Наиболее востребованным сегментом в части банковского сопровождения является рынок подрядных услуг, в том числе в рамках инвестиционных программ крупных холдингов, а также сопровождения сложных поставок в машиностроении, например, при создании судов, локомотивов и городского транспорта, перечисляет топ-менеджер ВТБ. В итоге можно получить плюс-минус достоверную цифру, которая "ежегодно оценивается в триллионы рублей", заключает он.
Для примера: на сегодняшний день общая стоимость сопровождаемых и планируемых к сопровождению контрактов ВТБ, по словам Острейко, составляет более 2 трлн руб., причем с середины 2024 этот объем увеличился в четыре раза.
По словам экспертов, старт к появлению и развитию рынка банковского сопровождения контрактов (БСК) дало постановление Правительства РФ №963, вышедшее в сентябре 2014 г. Со временем нишевой инструмент госконтроля превратился в востребованный продукт финансового рынка, говорит гендиректор инвестиционной платформы Lender Invest Дмитрий Исаков.
Доцент, руководитель образовательной программы "Экономика" Президентской академии в Санкт-Петербурге Дмитрий Десятниченко пояснил, что резкий рост спроса на БСК произошел после 2022 г., так как в условиях повысившейся неопределенности выросла и востребованность дополнительных гарантий исполнения контрактов.
"Усложнились и схемы расчетов, а значит, и потенциальные риски", — подчеркнул эксперт, добавив, что также повысились объемы государственного финансирования и поддержки многих проектов и видов деятельности, где использование БСК часто являлось обязательным требованием.
Эксперт банковского рынка Андрей Бархота обратил внимание на то, что на систему госконтрактов влияет сложившаяся в экономике ситуация.
"Комбинация растущего дефицита госбюджета и ухудшения финансовой устойчивости контрагентов создает условия для подорожания лотов в госзакупках, снижения конкуренции в тендерах и повышения рисков срыва исполнения контрактов", — поясняет он. По его мнению, совокупно эти факторы обеспечивают маневр для роста банковского сопровождения контрактов.
В сложившихся условиях немаловажной становится и дополнительная экономия средств заказчика, которая достигается при использовании БСК: по словам Бархоты, у банка-кредитора есть высокая степень уверенности в успешном выполнении и оплате контракта, и за счет этого понижается стоимость риска и стоимость фондирования. Так, указывает Острейко, ВТБ фиксирует порядка 8% экономии на капитальных вложениях и расходах по проекту, а также снижение изначально планируемого аванса в адрес подрядчиков примерно на 30%.
"Кроме того, существенно сокращаются затраты на подготовку и хранение всей платежной, финансовой и технической документации, связанной с реализацией проекта", — говорит он. Все это в совокупности, по его словам, высвобождает ресурсы и способствует своевременному завершению проектов, повышая общую эффективность инвестиций.