3 сентября. В сентябре наша страна вместе со всем прогрессивным человечеством отмечает важнейшую истории дату — 80-летие окончания Второй Мировой войны. Страшной, кровопролитной, бесчеловечной и героической. Когда закончилась Великая Отечественная война, казалось, что наконец-то наступил долгожданный мир, но... Милитаристская Япония, последний представитель оси Берлин-Рим-Токио, не желала складывать оружие. Советский Союз, верный своим союзническим обязательствам, вступил в войну с Японией. Эта кампания, хоть и была не долгой, но также оставила за собой погибших, раненных, искалеченных и потерявших кров людей, сообщает ИА Nakhodka.Media.
17 августа — дата завершения Сейсинской десантной операции— одно из самых героических и тяжелых страниц последнего этапа II Мировой войны.
Сейсин — важнейшая военно-морская база Японии, транспортный узел, крупный промышленный центр. Отсюда было удобно выкачивать и отправлять в Японию все, что было награблено на оккупированной территории Кореи, Китая и Манчжурии. Здесь сосредотачивались весьма внушительные силы японской армии и флота: подразделения гвардейской Рананской дивизии, отступающие с севера японская 12-я пехотная дивизия и вновь сформированные части императорских гвардейцев. Кроме того, здесь же находились береговые артиллерийские батареи, радиолокационные станции и прожекторные установки, а на аэродромах под Сейсином располагалось несколько десятков самолетов.
На окружающих сопках мощные укрепления стерегли вход в бухту. Порт Сейсин превратился в настоящую японскую крепость на корейской земле.
Участник Сейсинской десантной операции Павел Гордеевич Колосов так сказал о Сейсине: "Это порт, из которого можно по-настоящему воевать".
В период с 11 по 13 августа двумя десантами Тихоокеанского флота были заняты морские порты на корейском побережье Юки и Расин (Расон). Обе операции завершились успешно, хотя и с потерями с обеих сторон. Вдохновленный явными успехами, командующий флотом адмирал Иван Степанович Юмашев приказал произвести высадку третьего морского десанта в порт Сейсин. И это оказалась гораздо более серьезная и сложная операция. Ее целью было воспрепятствовать отступающим частям Квантунской армии соединиться с основными силами и овладеть мощным укрепленным портом Сейсин.
План операции предусматривал разведку порта авиацией и торпедными катерами, уничтожение японских кораблей и береговых объектов бомбоштурмовыми ударами, а затем высадку десанта для захвата и удержания плацдарма. Однако сжатые сроки подготовки операции, отсутствие точных разведданных и поддержки с суши делало операцию слишком рискованной. Риск, которого можно было избежать — всегда неоправданный.
Операция началась 13 августа в 14:00 с высадки передового отряда, который включал в себя 140-й разведотряд особого назначения (60 человек) под командованием старшего лейтенанта Виктора Николаевича Леонова, рота автоматчиков 390-го отдельного батальона морской пехоты (121 человек) под командованием старшего лейтенанта Ивана Михайловича Яроцкого и рота 62-го отдельного пулемётного батальона (80 человек). Общее командование осуществлял полковник Аркадий Зиновьевич Денисин. Из-за сильного артиллерийского огня с мыса Колокольцева и западной части города десант высадился не в торговом, а в рыбном порту, что отрезало его от первого эшелона. Разведотряд Леонова и рота автоматчиков Яроцкого отправились захватывать важнейшие стратегические объекты — железнодорожный и шоссейный мосты через реку Сусончхон, перерезав, таким образом, японцам пути к отступлению.
Стремительным и точным ударом, разведчики Леонова и два взвода автоматчиков Яроцкого боевую задачу выполнили. Однако к вечеру противник получил подкрепления и начал контратаки, угрожая окружением. 140-ой отряд оказался в очень тяжелом положении, отрезанный от роты Мальцева, он испытывал недостаток в боеприпасах и нес значительные потери: в роте Яроцкого из 121 человека осталось всего 39. Четверо суток десантники сражались в тылу врага. В ходе боя Яроцкий был трижды ранен, но остался в строю и руководил действиями десанта до подхода основных сил бригады. Разведчики и автоматчики были вынуждены отойти на восток вдоль железной дороги, заняв круговую оборону на высотах у посёлка Хокодо. За успешные действия в боях с превосходящими силами противника, старшему лейтенанту Яроцкому Ивану Михайловичу присвоено звание Героя Советского Союза.
Герои Леонов, Бабиков, Никандров, Агафонов. Фото: Музейно-выставочный центр г. Находка
14 августа в Сейсин прибыли наши тральщики и высадили 355-ый батальон морской пехоты под командованием Михаила Петровича Бараболько. С ходу ворвавшись в город и ошеломив японцев стремительной атакой, бойцы очистили порт и часть города всего за несколько часов, создав необходимы плацдарм для высадки остальной части десанта.
Три стрелковые роты, преодолевая сопротивление многочисленного противника, занимали стратегически важные высоты. Вторая рота захватила железнодорожную станцию и вокзал, деблокировала отчаянно сражающуюся разведгруппу Виктора Леонова. Третья рота пришла на помощь ранее высадившимся пулеметчикам, пополнила их боезапас.
Но японцы сдаваться не собирались и, введя в бой свежие силы, при поддержке артиллерийского огня бронепоезда, к ночи 14 августа оттеснили десантников обратно в порт. Японцы упорно старались отбить у нас занятые высоты, ночью 14 августа было предпринято несколько попыток. Положение для наших бойцов складывалось угрожающее, два взвода оказались в окружении. В критический момент на помощь пришел сводный отряд моряков под командованием Георгия Владимировича Терновского, который вскоре получил ранение. С моря ударили наши корабли. Объединенные усилия отряда моряков, морской пехоты и кораблей привели к намеченной цели: японцы были остановлены, захвачена зенитная батарея, взята высота.
В это же время продолжался штурм самой укрепленной высоты 224.0, с которой яростно огрызались японские пушки. Благодаря мужеству и самоотверженности каждого солдата и офицера, 355-й батальон сумел выстоять.
"Приказом НК ВМФ от 22 августа 1945 г. № 0459 за проявленную отвагу в боях с японскими захватчиками, за стойкость и мужество, дисциплину, организованность и героизм личного состава 355-му батальону морской пехоты под командованием майора Бараболько и 13 бригаде морской пехоты под командованием генерал-майора Трушина присвоено звание гвардейских".
Утром 15 августа началась высадка основной части десанта — 13-ой бригады морской пехоты под командованием Виктора Прокофьевича Трушина. Даже ввод в бой около 5000 человек не смог переломить сопротивление японских войск. Но ввод танков и артиллерийский огонь с кораблей сильно повредил японский бронепоезд, и наши войска перешли в наступление по всему фронту. К вечеру 15 августа город был практически взят, но на высотках еще продолжались бои.
16 августа на берег высадилась очередная группа десанта с танками. Советское командование, осознав, наконец, опасность недооценки противника, наращивало мощь советских войск. В Сейсин были направлены даже не запланированные войска. Сопротивление японских войск ослабело, но не прекратилось до тех пор, пока японским командованием не был получен приказ микадо (императора) о капитуляции. Организованное сопротивление затихало, но отдельные вооруженные стычки на некоторых участках фронта еще продолжались.
17 августа подошли все направленные в Сейсин силы, успешно высадились. Японцы сдавались в плен уже по всему фронту. Сейсинская десантная операция закончилась победой советских войск. Но оставила немало вопросов.
Котиков Лев Иванович. Фото: Музейно-выставочный центр г. Находка
Сейсинские бои подарили нашей стране множество героев. Обо всех рассказать невозможно не только в одной статье, но даже в одной книге. Поэтому сегодня мы расскажем о тех, кого, казалось, вообще не должно было быть на войне. Но они — были. Сражались, терпели боль и погибали наравне со взрослыми. Это подростки, волею судьбы взявшие в руки оружие, чтобы подарить мир и свободу другим народам.
Петр Коробкин стал воспитанником 77-го батальона 13-й бригады морской пехоты Тихоокеанского флота. Случилось это незадолго до начала войны с Японией — 5 августа 1945 года. Во Владивостоке шла подготовка к высадке десанта в корейском городе Сейсин. Петя Коробкин стал самым юным ее участником. Ему выдали автомат, научили с ним обращаться, и вскоре воспитанник Коробкин, вместе с морскими пехотинцами, уже грузились на пароход "Ногин". В составе отряда ранним утром 15 августа судно "Ногин" входило на внешний рейд порта Сейсин. Вдруг раздался взрыв — "Ногин" напоролся на мину. Корабль накренился и стал зарываться в воду. Хладнокровно, без суеты и паники матросы заделали пробоину, крен прекратился. Судно было снова в строю.
Вскоре Петю перевели в разведроту, он выполнял поручения командования, доставлял важные сведения, сам ходил в разведку. Однажды группа получила важное задание — захватить генерал-губернатора Кореи и членов его администрации. Задержание прошло быстро и бескровно. Участников операции, около 40 человек, наградили правительственными наградами. Среди награжденных был и воспитанник Коробкин. Спустя годы, Петр Петрович вспоминал, что ему почти не приходилось применять автомат, но один раз — пришлось, и всерьез. Разведгруппа подверглась атаке камикадзе, стремительной и беспощадной. Только внимательность, быстрые действия и боевое мастерство спасло группу.
За участие в боевых действиях Пётр Коробкин награжден медалями "За боевые заслуги" и "За победу над Японией", Почетной грамотой Верховного Главнокомандующего Иосифа Сталина. Петя Коробкин участвовал в параде Победы в 1945г. После войны Петр Коробкин жил и работал в Находке.
2 августа 2025г Петр Петрович Коробкин, последний юнга огненных рейсов нашего города, ушел из жизни.
Еще один находкинец, молодой боец, семнадцатилетний комсомолец Лев Котиков, автоматчик роты старшего лейтенанта Яроцкого, прибыл в Сейсин 13 августа в составе передового отряда. Хочу привести здесь рассказ его командира Яроцкого об одном героическом моменте операции, записанный с его слов уже после войны. Во что он вспоминал: "Прикрываясь за различными постройками и сооружениями рыбного порта, рота стремительными бросками выходила к мостам. Противник оказал серьезное сопротивление: пулеметным огнем на какой-то момент враг прижал нас к земле, но остановить бойцов ему не удалось.
Умело используя рельеф местности, комсомолец Котиков со своими товарищами Гриценко и Комаровым, подползли к самурайским пулеметам и ручными гранатами уничтожила их. Выйдя к мостам, мы быстро перешли к обороне, организовали наблюдение, систему огня и приступили к инженерному оборудованию окопов. Все это мы сделали за очень короткое время, понимая, что противник нас не оставит в покое".
Командующий Юмашев издал Приказ о награждении всех участников Передового отряда, в котором сражался Лев Котиков, орденами не менее Красной Звезды.
В боях с японскими захватчиками при освобождении города-порта Сейсин принимал участие 15-летний подросток, гвардии красноармеец-воспитанник Виктор Захаров, шофёр 355-го отдельного гвардейского батальона морской пехоты Тихоокеанского флота.
В составе взвода лейтенанта П.Ф.Пузикова, Витя Захаров или, как звали его моряки, Захаренок, несколько раз ходил в разведку. Горстка смельчаков неоднократно попадала в опасные переплёты, но каждый раз находила выход и выполняла боевое задание командира батальона.
Во время очередной разведывательной операции, им удалось уничтожить стражу сейсинской тюрьмы и освободить 50 закованных в цепи китайцев и корейцев. В конце дня 14 августа разведчики попали в окружение. Стрелять по ним из пулемётов японцы побоялись, опасаясь попасть в своих. Воспользовавшись этим, командир взвода повёл бойцов в рукопашный бой. Окружение было прорвано, но погибли, прикрывая группу огнём, красноармейцы Николай Кочкуров, Дмитрий Цекин и Виктор Захаров.
За проявленное мужество и героизм в Сейсинской десантной операции воспитанник 355-го батальона Виктор Захарович Захаров был посмертно награждён орденом Красной Звезды.
Автор — Ольга Тюкавкина, экскурсовод МВЦ г. Находка