25 октября. Родители Приморья бьют тревогу. Дети-ученики младших классов повально увлеклись компьютерной игрой, которая, по мнению родителей, учит детей неповиноваться родителям, отрицать авторитет старших, не делать уроки, не участвовать в привычной жизни семьи и вообще вести асоциальный образ жизни вплоть до сведение счетов с жизнью. Опасения родителей поддерживают и учителя. О проблеме начали громко говорить после того, как во Владивостоке погибла 11-летняя школьница, упавшая с 18-го этажа. В ее телефоне нашли эту открытую игру. Корреспондент ИА Nakhodka.Media попробовала разобраться в проблеме.
В игре "Schoolboy Runaway" (16+) игроку — школьнику, получившему плохую оценку — нужно сбежать из-под домашнего ареста, где он оказался по воли разгневанных родителей.
Игра в жанре "стелс" — это компьютерные игры, в которых игрок должен избегать своего обнаружения противниками или устранять их, не привлекая внимания. Чтобы остаться незамеченным в этих играх, персонаж должен прятаться, использовать маскировку, врать и не создавать шума.
Особой популярностью игра стала пользоваться как раз у детей младшего школьного возраста, когда происходит становление личности, психики.
Действие игры происходит в частном доме, и модель семьи показана неблагополучная — мать все время ругается, отец смотрит телевизор и выпивает.
После нескольких случаев детского суицида в Казахстане, родители стали активно обсуждать в социальных сетях возможные причины такого явления и винить, в том числе, компьютерные игры.
После несчастного случая во Владивостоке, где маленькая девочка вышла в окно, якобы, после задания в игре, на родительском собрании в школе родителей предупредили, что игра может пагубно отражаться на неокрепшей психике.
Психологи отмечают, что информационный шум, создаваемый в интернете, формирует ложное представление о том, что игра — основная причина трагических событий.
— Поведение ребенка и причины его желания навредить родным и себе нужно рассматривать в комплексе. Игра сама по себе не может заставить сделать что-то, здесь собрано множество факторов. Это и деструктивные отношения в семье, чувство одиночества и страха, конфликты в школе, страх наказания, смерть близкого. Дети переживают сверхэмоционально, многие могут скрывать от родителей, что их беспокоит, — говорит психолог Светлана Курбет.
По ее словам, если у ребенка есть склонность к побегам, это для него выход из этой истории, защитить себя, пойти в сопротивление против всех. А если рядом адекватные взрослые, то он не будет брать деструктивную модель поведения, поэтому наказывать ребенка и запрещать ему компьютерную игру — это лишать его последней возможности.
У родителей главная задача, прежде всего, уметь слышать и слушать своих детей. Выстраивайте доверительные отношения, ребенок должен уметь делиться и не бояться, что его за это будут осуждать или ругать.
Если вы ставите под сомнение его слова, высмеиваете его страхи, ругаете и осуждаете — не ждите, что он будет рассказывать вам обо всем, что происходит в его жизни.
Компьютерные игры — это способ уйти от реальности. Игра сама по себе никак не может отобразиться на человеке, но если у него уже есть проблемы, например психопатичного характера, с нарушением поведения, то игры просто усугубят его состояние. Однозначно сказать про влияние игры на всех невозможно", — говорит Светлана Курбет.
Если в семье эмоциональное благополучие, любовь и поддержка, ребенок будет критически относиться к сюжету игры и не перенимать поведение героя в реальной жизни.
А вот на детей с определенными психотипами, например, на тех, кто часто тревожится, не уверены в себе и склонны переживать, могут повлиять. Ребенок учится у героя врать, избегать ответственности и идти против родителей.
После трагических событий создатели ввели ограничение 16+, которое школьники легко обходят.
С другой стороны, подросткам, кто любит привлекать к себе внимание и выделиться, игра не интересна.
"Глупые задания, не интересно, графика скучная. Стратегии куда лучше, там надо думать", — делятся семиклассники из средней школы № 5 Находки.
Родители переживают за детей. Их непослушание, протесты и эмоциональные выпады в свою сторону определяют как негативное влияние компьютерных игр.
— Если ребенок проявляет деструктивное поведение — это внутренний конфликт. Это сигнал для взрослых — обратить внимание. Конфликт чаще всего для ребенка — это что-то неразрешимое. Даже мелочь, что его беспокоит, может обернуться катастрофой, — говорит психолог. — Пример, ребенок начинает грызть ногти или мотать головой, и мы можем сколько угодно ему запрещать это делать, но это симптом, и нужно разбираться в проблеме, которая скрыта.
Если мы говорим о подростках, то у них инстинкт в стаи собираться, выступать против взрослых, может быть такое разрушительное поведение.
Я сопереживаю учителям, которые сталкиваются с этой проблемой, они не могут ее разрешить. Если в семье конфликты, ребенок беззащитный перед родителями и начинает отыгрываться в школе или совершает необдуманные поступки, которые, как ему кажется, могут навредить родителям. Часто потребность во внимании и любви носит разрушительный характер".
В семьях, где с детьми поддерживают открытый диалог и есть доверие, проблемы возникают гораздо реже. Родители, которые проводят много времени с детьми и интересуются их успехами, вовремя замечают изменения в настроении или поведении.
— У моей дочки кнопочный телефон, сенсорный даю на несколько минут в выходной. В наше время это простая мера безопасности, иначе ни учебы самостоятельной, ни качественного чтения, ни труда по дому.
Летом ее одноклассники из начальной школы играли в эту игру. Но мой ребенок больше живет в реальности, в общении, про игры и телефон вообще не вспоминает в течение недели, — говорит мама школьницы Любовь. — Я как только узнала об этой игре и сразу решила проверить сама. Сейчас при установке требуется подтвердить, что игроку есть 16 лет. Родительский контроль игра также не обходит, хотя ранее говорили об обратном.
В первые пару минут игры главного персонажа, который пытается сбежать из дома, бьют родители — выходишь из комнаты, мать дает пощечину, отец лупит ремнем. Конечно, я не разрешу играть в такие игры своей дочке! Помимо сюжета часто вылетает реклама, предлагая игры еще более кошмарного содержания".
По ее словам, родители не могут уберечь и оградить детей от этого контента, здесь нужен другой подход. Важно, чтобы ребенок видел, знал об этом и считал это ненормальным.
— Дочь увидела рекламу и сразу сказала, смотри, какое уродство. Мы всегда вместе обсуждаем, что красиво и хорошо, а что несет разрушение. Например, когда были популярны игрушки монстры с зубами, я ей объяснила, что это травмирует психику, лучше обращать внимание на красивое. Если я что-то вижу такое, сразу комментирую. И ребенок прекрасно осознает, что нужно выбрать.
Это еще происходит потому, что мы много времени вместе проводим. С кем больше общаешься, тот для тебя и пример и опора, — говорит Любовь.
Справедливости ради надо сказать, что многие родители не следят, в какие игры погружаются их дети. За всем не уследишь. Но увидеть, что поведение ребенка меняется, можно. Как и раскрыть причины такого поведения.
Как говорят программисты, в самой игре нет никакого технического подтекста.
"Логика создателей игры проста — создали неоднозначный скандальный сюжет, чтобы привлечь большую аудиторию. Чем больше аудитории — тем больше просмотра рекламы. Создатели получают доходы именно от рекламы. Код игры не сложный, вирусов я не обнаружила, так же как и скрытых ссылок.
Пропаганда насилия по телевидению гораздо хуже влияет на психику детей. Но об этом не пишут и тревогу не бьют", — комментирует Елена, программист и разработчик мобильных приложений.
Разрешать или запрещать компьютерные игры — решать родителям. Только ни одна игра сама по себе никогда не станет виновницей страшных бед. Игры могут только стать уходом от реальности, в которой больно, страшно и одиноко.