3 августа 2022. Обещанное обострение кадрового голода в Находке наступило. Городу катастрофически не хватает трудовых ресурсов. К такому неутешительному выводу пришли эксперты круглого стола "Вакансий много, работать некому: куда идет рынок труда в Находке? (12+), который организовало ИА Nakhodka.Media.
В феврале 2022 года в Находкинском городском округе на почти 7 000 вакансий приходилось около 4 000 безработных. За полгода ситуация поменялась кардинально и драматично: количество вакансий изменилось не сильно, а безработных стало меньше более чем в шесть раз. Сегодня на одного временно неработающего приходится 10-11 вакансий.
По словам Екатерины Власовой, начальника отделения по Находке и Фокино "Центра занятости населения Приморского края", нынешний уровень безработицы и радует, и огорчает.
Работодатели надеются, что мы найдем им людей среди тех, кто стоит у нас на учете, — говорит Власова. — А мы не можем. Если раньше, особенно в период пика пандемии, на учете были тысячи человек, то сегодня всего 664. Из них около 60% с рабочими специальностями.
Вакансий становится только больше, при этом есть люди, которые хотели бы поменять место работы, но их останавливает откровенно низкий уровень заработной платы.
— Мы не принимаем вакансии от компаний, у которых зарплата ниже прожиточного минимума, — говорит Власова. — На днях отказали в поиске уборщицы с зарплатой 12 тысяч рублей.
Кроме того Центр занятости не может предлагать зарплату ниже, чем специалист получал до этого.
— Человек зарабатывал 180 тысяч, а у нас средняя зарплата по вакансиям — 30 тысяч. Мы по закону не имеем права предлагать такую, — поделилась Екатерина Власова. — Вот и получается, что и на второй, и третий взгляд ситуация сложнее, чем видится сначала.
Ярким примером является ситуация с преподавателями в школах и медиками.
Планомерная политика привлечения в школы молодых специалистов с разными выплатами, подъемными и надбавками снизила дефицит учителей в НГО.
— Здесь главное — не останавливаться на достигнутом, — говорит Власова. — Мы с управлением образования администрации Находки учитываем остроту проблемы и по мере сил стараемся контролировать ситуацию.
Дошло до того, что сегодня служба занятости и "Находкинский государственный гуманитарно-политехнический колледж" отклоняют заявки, которые поступают с других городов. На момент выпуска почти всех специалистов "разбирают" местные школы.
Немного другая ситуация с врачами. По словам заместителя главного врача КГБУЗ "Находкинская городская больница" Натальи Васильевой, беда в том, что многие выпускники медицинских учебных заведений высшего и среднего образования не то, что в больницы не идут, они в Находку не возвращаются.
— Мы для некоторых узких специалистов установили зарплату в 100 тысяч рублей и больше. Все равно не идут, — поделилась Васильева.
Проблему с кадрами обрисовала и Елена Войстрик, и. о. директора КГБ ПОУ "Находкинский государственный гуманитарно-политехнический колледж".
— В наступающем учебном году больше всего абитуриентов у нас подали заявки на "Сестринское дело", — рассказывает Войстрик. — Конкурс по два человека на одно бюджетное место. Это много. Но опыт показывает, что действительно далеко не все потом пойдут работать по специальности. Многие к этому времени уже оказывают косметические услуги и им по закону нужно образование.
А вот химическое направление, важное в свете строительства НЗМУ, очень непопулярно. На него ребята практически не идут.
По мнению Анастасии Проскуриной-Ткачевой, представителя филиала ФГБОУ ВО "ВГУЭС" в Находке, молодежь сегодня выбирает специальности, не думая о будущем.
— За них часто выбирают родители, а ребята потом, отбросив диплом, идут работать куда угодно, но не по специальности, — говорит Проскурина-Ткачева. — У нас нет нормального диалога между взрослыми и молодыми.
Нерадостную картину разбавил начальник отдела по труду администрации Находкинского городского округа Станислав Кудричев. По его словам, в последнее время стало больше людей, которые обращаются за содействием в открытии собственного дела.
— Люди, которые не могут себя найти на рынке труда, решают попробовать свои силы в предпринимательстве, — говорит Кудричев. — С ними заключаем социальные контракты.
На открытие своего дела выделяется порядка 350 тысяч рублей. Программа действует с 2020 года. В администрации Находки создана комиссия, куда приходят заявители со своими бизнес-планами, защищают их и попадают в программу поддержки. По словам чиновника, еще не было ни одного случая, чтобы человек, воспользовавшийся этой поддержкой, не смог чего-то добиться. То есть опыт программы пока положительный.
Егор Роланд, заместитель председателя Находкинского отделения Российского союза молодежи, также согласен с тем, что молодежь уезжает из Находки. И назвал этому еще одно объяснение: отсутствие возможности получить первый трудовой опыт во время учебы.
— Союз молодежи неоднократно выступал с предложением организовать в Находке возможность для студентов проходить стажировку или производственную практику на предприятиях. Это позволило бы приобретать хотя бы минимальный опыт, который требует работодатель от вчерашнего студента, — говорит Роланд. — У нас же от выпускника требуют опыт работы, ворох реализованных проектов, а по зарплате практически унижают. Конечно, молодежь уезжает туда, где может себя пристроить.
Показательная информация прозвучала от АО "Находкинский завод минеральных удобрений". Сегодня в Центре занятости от предприятия есть заявка на 62-х специалистов.
Виктор Гребенюков, исполнительный директор АО "НЗМУ". Фото: ИА Nakhodka.Media
— Если полгода назад на закрытие одной вакансии у нас уходило буквально несколько часов, то сегодня, чтобы найти необходимого работника, нужен примерно месяц, — рассказал Виктор Гребенюков, исполнительный директор АО "НЗМУ". — Мы еще на этапе проектирования стали изучать опыт привлечения работников у других компаний — все-таки 1,5 тысячи новых рабочих мест. И увидели, что большинство крупных предприятий в других регионах завлекают к себе хорошими условиями, зарплатой и жильем. При этом текучка кадров в 35% для них считается нормальной. Нам же это не подходит.
По словам Гребенюкова, в НЗМУ вложения в подготовку конкретного специалиста большие, а гарантий, что человек потом останется — нет. В итоге в НЗМУ родилась концепция, что 80% работников должны быть местными. У них тут семьи, планы на будущее. Предприятие получает специалистов, территория перестает терять население.
Но в этом есть своя сложность. Во-первых, нужных специалистов нет, а, значит, их необходимо выращивать. На что требуется время. А во-вторых, чтобы специалист не захотел уехать в другой регион, на малой родине нужно создать условия для комфортной жизни. Для этого нужна социальная инфраструктура: детские сады, поликлиники, общественные пространства для отдыха, спорта и т.д.
— Нужно сделать так, чтобы молодым и трудоспособным не было нужды уезжать в другие регионы, — говорит Виктор Гребенюков. — Современные условия труда, конкурентная зарплата, хорошая социальная политика на предприятии способны привлечь специалистов, но нужна и развитая социальная инфраструктура за стенами завода. Потому что, если предложить только зарплату, то это может привести к тому, что специалист рано или поздно уедет из города туда, где комфортно жить, а не только работать. А нужно, чтобы остался. Именно поэтому мы предложили разработать комплексный план социально-экономического развития Находкинского городского округа.
По мнению политолога Андрея Кудисова, миграция молодежи — это естественный процесс.
— Они ищут возможность реализовать свои планы, куда-то приложить свои силы, — говорит Кудисов. — Молодые люди стремятся к свободе самовыражения, к свободе от родительской опеки. Это играет большую роль.
В завершении обсуждения участники круглого стола согласились, что кадровый голод — это комплексная проблема. Ее нельзя решить только силами какого-то конкретного предприятия или управления администрации. Каждый на своем уровне должен принимать решения, которые будут действовать в едином русле и согласовываться с политикой превращения Находки в привлекательный город не только с точки зрения построения карьеры, но и комфортного проживания.