16 июня 2022. Почему товар хайповый, c какой стати дизайнеры здесь, а фабрика в Китае, есть ли реальная поддержка малого бизнеса со стороны государства и как не оказаться далеко от берега на сломанном сапе? Об этом и другом корр. ИА Nakhodka.Media рассказали находкинский предприниматель Евгений Бондин, основатель бренда "Moloboard" и магазина "SUPoff.Russia" и один из его соратников Владимир Шестов.
СПРАВКА. SUP board — доска для сап-серфинга. Сапсерфинг (он же сапбординг, от англ. SUP — Stand Up Paddle — стоя на доске с веслом; от гавайск. Hoe he’e nalu — гребля по волнам) — водный вид спорта, разновидность серфинга, в котором серфер, стоя на доске, катается на волнах и при этом гребет веслом, а не руками, как в классическом серфинге.
— Первый вопрос к вам, Евгений Андреевич: почему сапы? Как пришли к идее заниматься именно этим бизнесом?
— Хайповый товар, который очень хорошо расходился. У меня есть товарищ, который занимается торговлей ими в больших объемах. Вот, глядя на него, тоже решили попробовать. И получилось! Уже вышли на серьезный уровень. Не просто перепродаем чье-то, а делаем свое в Китае. Предоставляем им дизайн, согласовываем технологию производства вплоть до мелочей. На каждом этапе следим за процессом и улучшаем так, чтобы повышалось качество, но не сказывалось на стоимости продукта. Поэтому за качество отвечаем.
На фабрике в Китае сапы собираются и везутся в Россию. А если производить их у нас, в России, то обойдется дороже. Даже если мы будем собирать их сами, своими руками, цена такого сапа будет не 25 тысяч рублей, а 50 тысяч. Российский труд ценится намного дороже китайского. А качество не отличается. "Сделано в Китае" — это далеко не значит, что сделано плохо.
— Насколько оказался востребован товар?
— Если говорить о Находке, то не особо. Но мы не ограничиваемся городом. В самом начале полтора года работали как интернет-магазин на всю Россию, рассылали сапы со склада в Находке. И только после этого открыли точку физических продаж.
Евгений Бондин и Владимир Шестов. Фото: ИА Nakhodka.Media
— Когда начинали, какие-нибудь проблемы возникли? Китайская сторона как себя показала?
— Гладко бывает только на бумаге. Работать с Китаем не так легко, как хотелось. Сначала были проблемы с оплатой, но мы быстро научились. Потом логистика оказалась очень дорогой. Это основные проблемы, с которымы столкнулись. Но было и масса мелких, но от этого не менее значимых. Бывало, привозили за дорого, плохо и низкого качества, товар по дороге портился... Мы долго искали, пробовали и все таки нашли хороших партнеров, которые даже в трудные времена, вроде пандемии коронавируса или спецоперации, нам помогали и помогают.
— Сегодня покупают сапы, покупательская способность не ухудшилась?
— Люди, естественно, начали экономить. И это еще одна проблема всего рынка. Потому ситуацией пользуются некоторые личности нехорошие, которые, прямо скажем, губят рынок сапов. Они ставят низкую цену, при этом заваливают рынок товаром плохого качества. Берут количеством. Знающие люди не будут покупать дешевое, а купят чуть дороже, но качественнее. Но не все ведь разбираются. При этом есть гипермаркеты в европейской части России, которые привозят сапы качества хуже просто некуда. И продают их по 17 — 20 тысяч рублей. Нам некоторые пишут: "У вас, дорого… 25 тысяч сап. Мы себе в "Ленте" купили себе два сапа по 17 тысяч". Ну, это ваш выбор.
Неважно, организация или какой-то отдельный предприниматель. Они везут это "дно", красиво заворачивают, упаковывают и продают дешево. А оно через одну-две поездки по волнам ломается, расползается. И все — у людей пропадает желание покупать сапы.
— В Находке у вас конкуренты есть?
— Я не вижу. Есть представитель наших главных конкурентов из Владивостока. Есть еще магазины, но я знаю их продукт, так что с таким качеством и процентом брака они нам не конкуренты.
Простому человеку, кончено, это тяжело объяснить. Он выбирает деньгами. Но мы не отказываем в консультации, даже если в итоге покупают не у нас. Если возникает вопрос, что выбрать и где, мы подскажем и все объясним. Ну и еще, можно читать отзывы в интернете о том или ином магазине или бренде. Там народ своими руками все уже проверил. И походил по воде, и помучился с качеством. Качественный сап — это гарантия того, что все будет в порядке. А то очутишься в море на расклеившейся доске.
Владимир Шестов. Фото: ИА Nakhodka.Media
— Санкции добрались до вашего бизнеса?
— Докатились, докатились до нас санкции! Проблемы с оплатой контрактов были и есть. Раньше можно было без ограничений все делать: напрямую, через посредников. Сейчас платежи проходят сложнее.
— Владимир Александрович, от интернет-магазина вы пришли к первому магазину в реальности. Сейчас открыли пункт проката. На все ли лето и почему именно бухта Лашкевича, есть ведь и более многолюдные пляжи?
— Это единственный бесплатный нормальный пляж, а ехать на платные смысла не вижу. Это поднимет стоимость проката, и теряется смысл самого предприятия. Плюс мы сюда заехали, чтобы привести пляж в порядок. Сейчас, пока не сезон, сами обустраиваемся. Встанет хорошая погода, начнем собирать бесплатные прогулки на сапах группы людей, которые возьмут у нас на прокат сапы, и будем организовывать уборки на пляже. Для нас это новый опыт. Мы хотели узаконить, следить за пляжем, убираться, благоустроить. Ездили в администрацию Партизанского муниципального района, и нам объяснили, что взять в аренду пляж или его часть, невозможно.
Мы выходили на них с идеей того, что не хотим ставить шлагбаумы, брать плату за въезд, а просто хотим поддержки от администрации в плане уборки пляжа. Понятно, что мы сами собираем мусор, в вот с вывозкой его грузовиках и с расходными материалами помощь от властей не помешала бы. В этом нас поддержали.
Мы затеваем уборку, звоним, нам выделяют грузовик под мусор, либо мешки, перчатки и так далее.
Евгений Бондин. Фото: ИА Nakhodka.Media
— Кстати, про взаимодействие бизнеса и власти. Евгений, вам приходилось пользоваться поддержкой со стороны властей? Какими-то преференциями малому предпринимательству от государства?
— Нет, все только своими силами. Поддержка, может, в какие-то моменты и понадобилась бы, но… Настолько много дел, что даже не стал заморачиваться и разбираться во всем этом.
— Свое будущее каким видите?
— Сапы — не единственный наш бизнес. Параллельно развиваем другие направления: двигаемся в IT-сфере и в сотрудничестве с Китаем, выстраиваем логистические цепочки, доводим их до идеала. Чтобы начать бизнес с Китаем, надо сделать очень многое, начиная от нюансов проведение платежей, до логистики, поиска партнеров внутри Китая и т.д. Пока найдешь свою идеальную "тропу", потратится много времени и средств.
Мы создаем такой сервис, где все это уже будет "включено". Такая услуга "одного окна". Человек приходит к нам, говорит, что ему нужен такой-то товар из Китая для реализации здесь. Мы предоставляем ему услуги поиска товара на фабриках Китая и логистики, вплоть до создания интернет-магазина "под ключ".
Сайт, соцсети, полностью официальные, подтвержденные аккаунты и так далее. Наш магазин, например, подтвержден официально во всех социальных сетях. По сути мы создаем бизнес-гид.
— Находка начинает актвино развиваться. Малый бизнес видит для себя какие-то перспективы в этом направлении?
— О каких программах идет речь? Мы работаем и, по сути, не следим за всеми этими обещаниями. Не сильно-то в них верится, если честно. Сколько раз уже было сказано громких слов, но результата не видно. По себе знаю, начнешь искать помощи и поддержки от государства — твой бизнес помрет. Там столько условностей, каких-то безумных бумаг, подтверждающих все на свете. А насчет развития и притока сюда денег… Несколько лет назад мы общались здесь с одним товарищем из Москвы. Веселый такой, пафосный. И вот он меня спрашивает: "Как тебе твой город?" Я честно ответил, есть много такого, над чем надо поработать, много чего не хватает. А он говорит: "Ну, ничего, сейчас все будем строить, у вас тут будет чуть ли не второй Сочи".
Через 10 лет я встретил его и спросил про обещанные Монако или Сочи? И знаете, что он ответил? "А мы выводим отсюда средства". Вот и все развитие Приморья, Владивостока и Находки.
После этого верить в сказки про развитие и вливание финансов на территорию не могу. Давайте будем честными, Москва не вкладывает, она только выкачивает отсюда. В Москву приезжаешь, видно — все делается. А в остальной России… Тот же Владивосток, он как был убитый, таким и остается. И это город, который имеет федеральное значение. Что уж тут говорить про Находку. Вот при нынешнем губернаторе может что-то изменится, губернатор у нас хороший. Надо отдать должное, он работает, что-то делает.
— Цитировать вас можно будет?
— Пожалуйста. Это мое мнение. Государство нас "лечит": у нас есть всякие проекты и так далее. А мне товарищ из Читы год назад писал: давай мы у тебя закупим всё, тендеры выиграем и будем разивать туризм. У них хорошие проекты были. Боролись за тендеры, но ничего не выиграли и в какие-то чиновничьи в планы не попали. А у них — туризм, сплавы на сапах, джип-туры по красивым местам. Их со "сложным продуктом" послали в прямом смысле слова, потому что никакому чиновнику это не надо. После подобных попыток работать с государством многие предприниматели уверены в бесполезности этих потуг. Все заранее решено: что, кому и в каких объемах. Обращаться за помощью в развитии бесполезно. Поэтому отвечу на ваш вопрос про программы и помощь со стороны государства так: не стал ничего читать, заморачиваться, пытаться зайти в тендеры. Тратить время и силы на бесполезное дело не хочу. Не вижу смысла.