13 января. Гордостью старого Тафуина, нынешнего поселка Южно—Морской, всегда были женщины-труженицы. Многих из них, особенно в военные годы, чествовали наравне с мужчинами, знаменитыми капитанами. Их имена были известны всему Приморью. Шалва Георгиевич Надибаидзе, работавший директором на рыбокомбинате "Тафуин" в 1939-1945 годы, в газете "Красное знамя" так говорил: "Женщины Тафуина! Жены, дочери, сестры, мамы и бабушки военных лет! Дорогие наши! Не знаю, есть ли в истории судьбы жестче вашей! Есть ли тяжелее крест, который вы несете на своих плечах! Дочери Тафуина! Дочери России! Вы наша боль, наша гордость. Низкий поклон вам!" Одной из таких дочерей Тафуина была Агния Ефимовна Троянова. О её жизни и судьбе — в статье ИА Nakhodka.Media.
Родилась Агния Троянова 21 марта 1907 года в деревне Медведовка Новоробской волости Новозыбковского уезда Черниговской губернии. Отец Троянов Ефим Григорьевич и мать Дарья Петровна — выходцы из крестьян.
В 1894 году дед Агнии Ефимовны со стороны матери, Петр Дубинин, со всей своей семьей решил переехать на Дальний Восток. Семья дочери Дарьи, матери Агнии, сразу не решилась на этот переезд, так как по рассказам других знала, что условия пути пароходами из Одессы через южные моря были очень тяжелыми. Не все переселенцы добирались живыми.
Деду Агнии Ефимовны повезло — в полном составе его семья сошла на приморскую землю. После двухмесячного пути семья деда прибыла во Владивосток, а еще через какое-то время поселилась в селе Душкино.
Долгое время мать Агнии не получала никаких вестей от своих родителей. В 1912 году в соседнюю деревню приехал в гости один из переселенцев — дальневосточников. Дарья Петровна встретилась с ним, расспросила о жизни в Приморье, поинтересовалась, как устроились на новом месте ее родственники, просила передать им письмо. А через месяц получила от отца письмо с приглашением переехать в Приморье и 15 рублей денег. Отец писал, "что рыбы в здешних морях полно, бабы ведрами таскают, травы по пояс, а земли сколько хочешь".
К этому времени не стало мужа Дарьи Петровны — Ефима Григорьевича. Он умер в 1912 году.
Решив отправиться на Дальний Восток и оформив необходимые документы, Дарья хату в своем селе Медведовка продавать не стала. А вдруг придется вернуться? В 1914 году буквально за два дня до начала первой мировой войны, она выехала с четырьмя детьми поездом во Владивосток. В пути были месяц. Еще два дня жили на морском вокзале, ждали парохода в бухту Гайдамак, который ходил по средам и субботам. До села Душкино шли пешком.
Дед жил в маленьком домишке, работал сторожем в местной церкви.
Новым поселенцам пришлось поселиться у брата Дарьи Петровны в избе-времянке со столбом посередине (чтобы потолок не завалился). Хата была очень тесная.
Надежды на сытую жизнь не оправдались. Общество села Душкино не дало Дарье Петровне надела земли, не получила она и прописки. "Ну, дожили, казаки! Ни хлеба, ни табака…" — говаривала мать, когда действительно есть было нечего.
Мать Агнии очень переживала, что решилась на переезд. Успокаивала себя тем, что догадалась не продавать хату в своей Медведовке, куда она при случае сможет вернуться. На зиму решили не ехать, остались до следующего 1915 года. Но в это время шла первая мировая война. Из России приходили не радостные вести. Мысль о возвращении ушла, стали потихоньку обживаться.
В 1917 году Дарья Петровна поступила на работу в Душкинскую школу. Здесь же при школе ей и выделили комнатку. Готовила еду учителям, топила дровами печи в классах, убирала помещение, мела двор, заготавливала дрова. Дети учились в школе, в свободное время помогали матери. Агния ходила на поденную работу, летом нанималась присматривать за детьми к зажиточным людям, была нянькой в семье местного священника.
В 1918 году мать Агнии купила за сто рублей хату. И лишь после установления Советской власти Дарья Петровна Троянова получила земельный надел, а семья постоянную прописку в селе Душкино.
В 10 лет дядя пристроил Агнию на консервный завод князя Н.Н. Шаховского в бухте Тафуин, где сам работал механиком. Она наклеивала этикетки на банки с крабами. Такая работа не была постоянной, в основном Агния нанималась на работу к зажиточным крестьянам. Когда у семьи появился свой надел земли, девушка стала помогать матери в хозяйстве.
Агния Троянова: гордость Тафуина, гордость Находки. Фото: ИА Nakhodka.Media
Несмотря на все трудности, Агния не бросила учебу, окончила 5 классов Душкинской школы.
В 1924 году Агния пришла в Душкинский комитет бедноты и попросила направить ее на работу на крабоконсервный завод. Тогда ей было 17 лет. Девушка получила направление и 10 марта 1924 года была принята на консервный завод работницей.
Работа на заводе была сезонной. Во время путины девушка жила в бараке в бухте Тафуин, а когда не было работы, возвращалась в Душкино, домой к матери. Работала по хозяйству и на лесозаготовках.
Ладную, крепкую и сноровистую девушку заметили в коллективе. И в марте 1927 года назначили бригадиром.
15 мая 1928 года ее перевели в цех обработки укладчицей. И тут она отличилась своей сноровкой в работе. От природы смекалистая и боевая, она быстро освоила технологию обработки крабов. Через год, в сентябре 1929 года ее назначили бригадиром укладчиц.
После окончания курсов мастеров, организованных "Дальгосрыбтрестом" в 1930 году во Владивостоке, в марте 1931 года Агнию назначили помощником мастера-норвежца, который на заводе занимался всем производством.
Крабов тогда было так много, — вспоминает Агния Ефимовна, — ловили их прямо в заливе Восток. Ловили сетями. Пока мотоботы шли к берегу, ловцы успевали отцепить крабов от сетей. Варили их с 11 ночи до утра. С 7 утра начиналась разделка, укладка в банки. Выпускали консервы трех сортов. Выпущенная продукция в основном шла на экспорт…".
В июне 1932 года 25-летнюю девушку назначают мастером цеха. Пройдет еще 17 лет, и Агния Ефимовна будет назначена старшим мастером.
Отвечала за механизацию процессов производства, технологию изготовления консервов, за нормы выработки. Приходили и уходили начальники этого подразделения комбината, но неизменно на посту старшего мастера оставалась Троянова.
В работе всегда была первая, перевыполняла все нормы, ходила в активистках — возглавляла женсовет, играла в клубе в спектаклях, которые с удовольствием смотрели тафуинцы, была участницей ударных бригад, стахановского движения, фронтовых вахт, движения за коммунистическое отношение к труду, была депутатом Ливадийского поселкового и Находкинского городского Советов народных депутатов, членом КПСС с 1946 года, членом Приморского крайкома КПСС.
Агния Троянова: гордость Тафуина, гордость Находки. Фото: ИА Nakhodka.Media
"В годы войны, — вспоминала Агния Ефимовна, — работали на износ. По две смены выстаивали: так надо! Утром бежишь на работу и смотришь на Доску показателей. Сколько сделала ночная смена? И мы старались сделать еще больше. На общем собрании женщины постановили: до конца войны однодневный заработок отдавать в детский дом. Собрали деньги на самолет "Тафуинец". Готовили и отправляли посылки на фронт. На заводе выпускали газету со снимками замученных фашистами красноармейцев, а рядом призыв: "Товарищи консервщики! Все силы для оказания помощи Красной Армии! Нашей местью врагу будет сверхплановый выпуск продукции".
Смена Агнии Трояновой при норме 130 ящиков в сутки выпускала по 350-400. Если раньше завод при таких мощностях давал в сутки по 400 ящиков консервов, то уже в 1943 году суточный выпуск составил 1100 ящиков. Это был отличный подарок фронту. И заслуга в этом женщин-героинь тыла.
Фронтовое отношение к делу, обостренное чувство ответственности остались у Агнии Ефимовны на всю жизнь. После войны, до самой пенсии, она приходила первая в цех, готовила рабочие места, организовывала рабочий процесс в смене. Обо всем и обо всех знала. Гоняла нерадивых, стыдила лодырей, отдавала должное работящим и трудолюбивым. К ней шли за помощью и советом, излить душу или просто вспомнить былое.
В 1943 году в Москве состоялось Всесоюзное совещание рыбаков. От рыбокомбината "Тафуин" на совещание были направлены четыре человека. И там, в Москве Агнии Ефимовне вручили медаль "За трудовую доблесть".
Окончилась война, надо было строить новую жизнь. Предприятие по-прежнему считалось оборонным. Мужское население значительно уменьшилось, а планы "сверху" давали напряженные, поэтому все работали по 12-14 часов.
В 1950 году Агния Ефимовна получила свой первый орден Ленина.
Разрасталось производство рыбокомбината. Осваивались новые виды продукции, внедрялись передовые методы промысла рыбы.
2 марта 1957 года за беззаветное служение Родине, беспримерный труд и огромный вклад в развитие рыбного хозяйства страны ей было присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением знака Золотая Звезда и второго ордена Ленина.
Мастер своего дела, наставник молодежи Агния Троянова воспитала и обучила профессии десятки работников рыбокомбината "им. Надибаидзе", за что была награждена Почетными грамотами РПО "Приморрыбпрома" и ВРПО "Дальрыба". Также была награждена несколькими юбилейными медалями.
Зимой 1959 года большое несчастье постигло тафуинцев. В результате стихийного бедствия на рыбобазе в поселке Северо-Курильске были накрыты снежной лавиной все производственные постройки и жилые помещения рабочих. Погибли люди, среди них муж Агнии Ефимовны, Виктор Николаевич Крачаковский.
Так и не построила больше семью эта женщина. Говорила, что все некогда было. Только работа, работа и работа.
Работа вычерпала до конца все силы. Тонны рыбы в день переносила на себе, — говорила она. — Дорога была звездочка Героя".
Теле -, радио -, фотокорреспонденты были частые гости в ее доме. В интервью она почти не говорила о себе. Все больше о тех, с кем работала. Много лет спустя вспоминала: "Мы тогда не перекладывали работу друг на друга. Видишь, где не управляются, туда и идешь. Не жалели себя девчата…".
В ее трудовой книжке всего восемь записей на одной страничке. Между первой и последней четыре десятилетия: о поступлении на работу (10.03.1924) и увольнении (в 01.03.1963) в связи с уходом на пенсию. Все остальные — о продвижении по работе.
61 год прожила Агния Ефимовна в поселке в доме на улице Северной, без каких-либо коммунальных услуг. Ее дом и сейчас стоит, правда несколько переделанный новыми хозяевами. Ничего для себя не просила, ничего не требовала. Эта женщина положила всю свою жизнь на алтарь трудовых будней.
Волею судьбы нам удалось познакомиться по переписке с женщиной, живущей на Украине — Требельской Людмилой Викторовной. Она дочь Агриппины Арсентьевны Мозес, которая была дружна с Агнией Ефимовной и даже хотела, чтобы та нянчила ее дочь Людмилу. Но этого не случилось. Прошли годы, и в 1984 году Людмила приехала в гости к Агнии Ефимовне Трояновой в Южно-Морской. Вот, что она вспоминает:
"…живет она (от ред. — А.Е. Троянова) в очень хорошем домике, на три комнаты, с большой кухней, коридором, верандой, все удобства на улице, вода привозная (очень-очень вкусная, напиться невозможно). Огород, большой палисадник с множеством цветов, в том числе белых ирисов (диких!). Дровами, углем обеспечена, в доме у нее телефон. Переходить в 5-этажный дом с удобствами не хочет. Этот домик, как и многие другие, построили пленные японцы после окончания войны. Все сделано прочно, добротно. Из окон дома открывается вид на бухту… Мне Агния Ефимовна очень понравилась своей прямотой суждений, скромностью, своей современностью, атеизмом, человеком без предрассудков. Она лишена мании величия при своем большом почетном звании Героя Социалистического Труда! На всех торжественных собраниях она желанный гость в президиуме. Побережье ее знает, все ее уважают. Ее часто приглашают на встречи с молодежью, у нее много фотографий нынешнего времени".
Агния Троянова получила и звание персонального пенсионера союзного значения. Любовно звали ее тафуинцы Станиславной. А почему так, никто и не ответит. Кто-то называл ее и своей матерью. Кроме одержимости в работе была в ней и невероятная любовь к людям, скромность и простота.
Умерла Агния Ефимовна Троянова 5 ноября 1986 года, немного не дожив до 80-летия. Похоронена с почестями на кладбище поселка Южно-Морской.
После ее смерти лучшие обработчицы на плавбазах и в консервном цехе БСФ им. Надибаидзе соревновались за вымпел имени Трояновой. А в музее базы хранился как реликвия флейшерный нож Агнии Трояновой.
Русское географическое общество выступило с предложением присвоить душкинской школе, которой более ста лет, имя ее бывшей ученицы Агнии Трояновой и установить на фасаде мемориальную доску. Односельчане Агнии Ефимовны все еще надеются, что так и будет.
13 января 2012 года на доме, в котором жила Агния Ефимовна Троянова в пос. Южно-Морской, установлена памятная доска.
Материалы и фотографии предоставлены Центральной библиотечной системой Находкинского городского округа.